Турист Андрей (Ciriulic)
Андрей — сейчас на сайте
...
Фотоальбом

Чувства и чувства. Часть 1-ая

Мы радуемся, грустим, злимся, любим, смеемся, плачем, боимся или переживаем — каждый день мы испытываем различные чувства. Кипящие в человеке эмоции и усиливающие их пять чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание) издавна привлекали внимание мыслителей и творцов, внимательно наблюдавших за миром.

Изобразить богатую, сложную и запутанную палитру человеческих эмоций было непросто.

С помощью навыков управления перспективой, тенью и цветом удалось создать выразительные материальные формы, но для того, чтобы раскрыть чувства и психологическое состояние персонажей, требовалось гораздо больше усилий и чуткости. Ситуация осложнялась тем, что долгое время свободное выражение чувств в произведениях искусства было нежелательным. Здесь, в репрезентативных портретах дворян, не приносивших большой прибыли художникам, эмоциональные выражения считались неуместными, оскорбительными для достоинства и нарушающими монументальность изображения. С другой стороны, чувства могли беспрепятственно течь в мифологических, религиозных сценах или в портретах представителей низших классов, не уважающих устоявшиеся моральные и социальные нормы. Со временем, с модернизацией образа жизни, возрос интерес к психологии человека, развитию науки психоанализа, открытых эмоций в произведениях художников, а творцов стали хвалить за умение убедительно передавать настроение.

Выставка в Вильнюсской картинной галерее, посвященная выражению ощущений и эмоций в искусстве, состоит из двух тематических частей: чувств (пяти чувств) и чувств. Каждая из них проиллюстрирована событиями XVI–XX веков, произведениями изобразительного или прикладного искусства, литературой современных философов и ученых, используемая писателями, мыслителями и художниками с целью исследовать, познать и классифицировать страсти души или чувства тела. На выставке посетителям предлагается не только пойти по стопам кураторского рассказа, но и использовать свое воображение, чтобы свободно интерпретировать произведения искусства, почувствовать, какие индивидуальные эмоции и физические ощущения они вызывают.

Что говорили мыслители
Что говорили мыслители
С древних времен мыслители и ученые пытались выяснить происхождение чувств, связи между физической формой и душой, в какой части тела они находятся и откуда возникают чувства. Например, Гиппократ (459-377 до н.э.) считал, что они накапливаются в сердце, легких, желчном пузыре и кровеносных сосудах и что характер человека и доминирующие эмоции определяются четырьмя дошами в этих органах или их дисбалансом. На основе этой теории были выделены четыре типа характера: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Св. Фома Аквинский (1225–1274) разделил чувства на противоположные пары. Рене Декарт (1596-1650) также сгруппировал их и выделил 6 главных чувств – страстей души. XVI-XVII вв. Голландские теоретики искусства Карел ван Мандер (1548-1606) и Самуэль ван Хугстратен (1627-1678) учили в своих работах анатомическому выражению чувств и посвящали свои книги художникам, чтобы они с помощью технических знаний лицевого мимика и язык тела могли выразительно раскрыть изображенное настроение, убедить и взволновать зрителя. И вот знаменитый натуралист 19-го века Чарльз Дарвин (1809-1882) считал эмоции чисто эволюционным следствием. Хотя на протяжении веков одна теория сменяла другую, различные тезисы были опровергнуты, а в некоторые до сих пор верят, ясно, что стремление понять истоки и причины чувств отражает пытливую человеческую натуру.
Карел ван Мандер  (1548-1606)
Карел ван Мандер (1548-1606)
Фламандский художник, поэт, историк искусства и теоретик Карел ван Мандер в 1604 году издал «Книгу живописи». В ней он описал жизнь и творчество голландских и итальянских художников, интерпретировал «Метаморфозы» Овидия, но самое главное — уделил внимание выражению аффектов в искусстве, давал своеобразные инструкции художникам, побуждая их внимательно изучать человеческое тело, особенно движения конечностей, чтобы зрителю было легче понять, что, по мнению Ван Мандера, переживают или делают персонажи произведения. В глазах кроется человеческая страсть, ведь глаза — зеркало души и вестник сердца, раскрывающий любовь, ревность, решительность, нежность или радость.
Джамбаттиста Делла Порта  (1535-1615)
Джамбаттиста Делла Порта (1535-1615)
Итальянский учёный Джамбаттиста Делла Порта считал, что физические черты лица человека выдают самые сокровенные тенденции его души, внутреннего мира. В своей работе «О физиогномике человека» он сравнивал животных и людей, сходных с ними по чертам лица и характера, их типам физиогномики. По мнению некоторых современников, физиогномика была scientia Universalis — универсальной наукой, благодаря своему прагматизму — наблюдению за лицом человека для определения его манеры или состояния — превосходя даже новейшие достижения анатомических знаний того времени. 1650 г.
Рене Декарт (1596-1650)
Рене Декарт (1596-1650)
"Страсти души". 1656 г. Амстердам.
Бенджамин Ральф и Николя Дориньи
Бенджамин Ральф и Николя Дориньи
"Школа Рафаэля, или руководство для студентов по выражению исторической живописи". 1782 г. Лондон.
Этьен Бонно де Кондильяк
Этьен Бонно де Кондильяк
"Трактат об ощущениях". Французский философ эпохи Просвещения говорил, что все знания приобретаются и формируются посредством пяти чувств, а язык — это система знаков, с помощью которых человек выражает свои духовные состояния и чувства. В трактате о чувствах автор рассмотрел исключительный и особый случай, когда в 1694 году в лесах Литвы нашли десятилетнего мальчика, выросшего среди медведей. Ребенок не мог говорить, только издавал странные звуки, ходил на руках и ногах. Он не развивался и не совершенствовался, как другие дети, выросшие в нормальных семьях, потому что, беря пример с окружающих его медведей, считал важнейшей потребностью утолить чувство голода. На этом примере «дикого литовского мальчика» автор хотел доказать, что уникальные способности людей не врождены и не даны от природы, а приобретаются путем отражения индивидуальных сложных переживаний и жизненных ощущений, свойственных только им конкретным потребностям или желаниям, что человеческий вид подобен «движущей силе», позволяющей развитию опережать другие виды. И так, люди должны научиться быть людьми сознательно и заменить свою животную природу человеческой природой. 1798 г.
Чарльз Дарвин (1809-1882)
Чарльз Дарвин (1809-1882)
"Выражение эмоций у человека и животных". Английский натуралист и биолог Чарльз Дарвин в своей работе, впервые опубликованной в 1872 году, писал, что эмоции имеют животную природу, а их физическое выражение является следствием эволюции. Он выделил шесть основных эмоциональных состояний, их причины и наиболее узнаваемые выражения лица: гнев, страх, удивление, отвращение, радость и печаль — и утверждал, что в начале эволюции они имели чисто функциональное значение. Книга Дарвина была проиллюстрирована на основе фотографий, сделанных во время экспериментов невролога Гийома Дюшена (1806-1875), который фиксировал выражения лиц пациентов, подвергавшихся воздействию и провоцируемых электрическими токами. Эта новаторская книга была переведена на иностранные языки и вызвала особый интерес у ученых, натуралистов и художников. 1873 г.
Неизвестный скульптор
Неизвестный скульптор
"Станислав Шумский". 19-ый век. УЛЫБКА В ИСКУССТВЕ: Благородные особы изображаются на портретах с серьезным, сдержанным, «нейтральным» выражением лица. В таких произведениях гораздо важнее было психологическое благополучие изображаемого, отдельные черты характера «увековечивались» путем раскрытия аристократичности. происхождение и ценности. По мнению общества того времени, постоянно улыбаться могли только дураки или психически больные люди. Более того, улыбка – это не состояние, а эмоциональная и, следовательно, нежелательная реакция. Поэтому нередко черты или чувства знатного человека, увиденные на репрезентативном портрете, являются лишь интерпретацией смотрящего, проекцией субъективной точки зрения или чувства. Выйдя из-под власти благородных изображений, которые должны были подчиняться правилам, основной ареной поиска эмоционального выражения художников стала портретная живопись людей низшего сословия, скованных менее разнообразными жизненными установками, изображение бытовых сцен, мифологических, исторических, а иногда и религиозные сюжеты – пространства, где безудержные эмоции были так или иначе «допустимы» или морально «оправданы».
Юзеф Чехович (1818 - 1888)
Юзеф Чехович (1818 - 1888)
"Ольга Кучинская". 1866 г. С появлением фотографии и модернизацией общества улыбка не так быстро стала неотъемлемой частью портрета. Во-первых, показывать эмоции на публике по-прежнему было неуместно. Во-вторых, из-за длительной выдержки (около 15 минут) на заре технологии фотографии важно было оставаться неподвижным, не двигаться, а улыбка в течение такого длительного времени утомляла бы лицевые мышцы позеров. В-третьих, из-за плохой гигиены и отсутствия стоматологических услуг люди не могли похвастаться красивой улыбкой, поэтому избегали ее демонстрировать. Это первая известная литовская фотография, на которой запечатлена улыбка. К сожалению, совершенно не ясно, какого происхождения и кем была эта улыбающаяся Ольга Кучинская.
Мария Тышкевич (1871 - 1943)
Мария Тышкевич (1871 - 1943)
Фотостудия "Moderne". Начало 20-го века.
Вильгельм Вернле (1849-1916)  вместе с  Паоло Бедини (1844-1924)
Вильгельм Вернле (1849-1916) вместе с Паоло Бедини (1844-1924)
"Улыбающаяся". Конец 19-го века.
Адриан ван Остаде  (1610-1685)
Адриан ван Остаде (1610-1685)
"Смеющийся крестьянин". 1672 г.
Жан-Антуан Гудон (1741-1828)
Жан-Антуан Гудон (1741-1828)
"Смеющийся сатир". 1890-е годы.
Выставка
Выставка "Чувства и чувства"
.
Тадас Лукошявичюс  (1802-1842)
Тадас Лукошявичюс (1802-1842)
"Портрет Эмилии Плятерите". 1830 г.
Канут Русецкий (1800-1860)
Канут Русецкий (1800-1860)
"Смеющийся итальянец". 1824 г. Созданная студентом-художником в Риме, источающая южную жару, мастерская «Смеющегося итальянца», пожалуй, самая эмоциональная работа Канута Русецкого. Написанный смелыми мазками, человек с одним глазом, озорно прищуренным и ухмыляющимся, совершенно не боится показывать свои чувства, выражение лица изменится через несколько мгновений. кто он? Может, какой-нибудь пьяница или игрок, бродяга, музыкант на пенсии, актер, рабочий (белые кепки носили итальянцы физического труда), а может быть, аферист? Где Русецкий познакомился с героем этюда? Может быть, на оживленной улице Рима? А может, в душной таверне по соседству? Как бы то ни было, только при изображении людей низшего сословия художник того времени мог себе позволить отступить от привычной традиции портретирования достойной и возвышенной личности. Создавая подобные этюды, которые обычно предназначались лишь для собственного «тренинга» художника или детали будущей более крупной композиции, художник не был скован прихотями заказчика или зрителя. Таким образом, в то же время изучал реальные человеческие эмоции.
Неизвестный художник
Неизвестный художник
"Мужской портрет". 19-ый век.
Александер Орловский (1777 - 1832)
Александер Орловский (1777 - 1832)
"Голова молодого человека". 19-ый век.
Неизвестный художник
Неизвестный художник
"Портрет женщины в шляпе". 19-ый век.
Вацлав Вейтка (1861-1940)
Вацлав Вейтка (1861-1940)
"Станисловас Баранаускас из Панемуне". 1888 г.
Йонас Мацкявичюс (1872 - 1954)
Йонас Мацкявичюс (1872 - 1954)
"Портрет жены". Начало 20-го века.
S. Gutte
S. Gutte
"Портрет мальчика". 1798 г.
Никодем Сливанович (1834 - 1919)
Никодем Сливанович (1834 - 1919)
"Портрет сына Стефана". Вторая половина 19 - го века.
Неизвестный итальянский художник
Неизвестный итальянский художник
"Итальянка возле колодца". 19-ый век.
Альфред Рёмер (1832 - 1897)
Альфред Рёмер (1832 - 1897)
"Неизвестные мужчина и женщина". 19-ый век.
Фридрих Людвиг Хаук  (1718-1801)
Фридрих Людвиг Хаук (1718-1801)
"Портрет Юлианы Софьи Краусин". 1770 г.
Альфред Рёмер (1832 - 1897)
Альфред Рёмер (1832 - 1897)
"Улыбающийся деревенский мальчик". 19-ый век. Предполагается, что Альфред Рёмер нарисовал улыбающегося мальчика после ознакомления с работой Чарльза Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных», иллюстрированная фотографиями Гийома Дюшена (1806-1875). Художник, изображая улыбку, скорее всего, не стремился раскрыть изображаемого человека эмоциональным, а исследовал чисто физическое выражение лица и изменение его мускулов, а также пропорций при улыбке.
Неизвестный французский художник
Неизвестный французский художник
"Венера зажигает факел купидона". Начало 19 - го века. "От СИМПАТИИ К СТРАСТИ". Поведение людей, общественная и частная жизнь, а вместе с тем и искусство того времени находились под сильным влиянием глубоко укоренившихся моральных норм. По этой причине страсть в искусстве должна была изображаться «осторожно», т. е. в соответствии с нравственными принципами, не выходя за допустимые пределы приличия. Это подчеркивали и теоретики в своих трактатах для художников, хотя и откровенно эротического или кокетливого искусства. Условным исключением из искусства в истории можно считать рококо и вторую половину XIX века, романтические чувства в искусстве обычно раскрывались в обезличенных, аллегорических и символических сценах. Обнаженные богини, нимфы и разжигаемое ими пламя обозначали духовную или плотскую любовь в произведениях искусства. Были и тонкие сюжеты, где страстные намерения не демонстрировались открыто, а лишь чувствовались. Однако, несмотря на предостережения, художники все же не сопротивлялись. Искушение (особенно в личных альбомах эскизов) предъявляло специфические иконографические требования, проверка пределов приличия.
Эротическая сцена
Эротическая сцена
Скрыто за шторками....открываем и...
Эротическая сцена
Эротическая сцена
Западная Европа, фарфор, позолота, надглазурная роспись. 19-ый век.
Луиджи Скьявонетти (1765-1810) по  Ричарду Косвею (1742-1821)
Луиджи Скьявонетти (1765-1810) по Ричарду Косвею (1742-1821)
"Михал Клеоп Огинский и его первая жена Изабелла Лазоцка". 1793 г. Хотя на картине мимика и движения тела пары сдержанны, мужчина и женщина держат друг друга за руки, чувствуется атмосфера, полная нежности и романтики. Герои произведения – Михал Клеоп Огинский (1765–1833) и его первая жена Изабелла Лазоцка (1764–1852). Они поженились в 1789 году, но расстались раньше, чем смерть могла их разлучить. После 15 лет совместной жизни произошел развод и решением Духовного суда Варшавы этот брак был признан недействительным. Причин развода было несколько. Лазоцка отказалась от всех правоотношений с имуществом мужа, чтобы защитить собственное имущество после того, как ее муж принял участие в восстании Тадеуша Косцюшко. Кроме того, они больше не жили вместе и изменили друг другу. Еще до официального развода Огинский поселился со своей будущей второй женой Марией де Нери (1778-1851). До 20-го века чаще всего женились не по любви, а ради лучшей брачной «сделки», закрепления статуса, финансовой выгоды и т. д. Более того, такие прагматичные браки считались более стабильными. Случай Огинского и Лазоцкой показывает, что браки заключались ради практической выгоды, что любовь, которая, как ожидается, будет длиться вечно, иногда просто заканчивается.
Шарль-Николя Кошен  (1715-1790)  по Шарлю-Антуану Куапелю  (1694-1752)
Шарль-Николя Кошен (1715-1790) по Шарлю-Антуану Куапелю (1694-1752)
"Мудрость освобождает Дон Кихота от его страстной любви". 18-ый век.
Неизвестный нидерландский художник
Неизвестный нидерландский художник
"Сад любви". 1732 г.
Франц Кристоф Яннек  (1703-1761)
Франц Кристоф Яннек (1703-1761)
"Венера и Марс в сети Вулкана". 18-ый век.
Неизвестный немецкий  художник по мотивам Рембрандта ван Рейна  (1606-1669)
Неизвестный немецкий художник по мотивам Рембрандта ван Рейна (1606-1669)
"Поцелуй". 19-ый век.
Франц Кристоф Яннек  (1703-1761)
Франц Кристоф Яннек (1703-1761)
"Юпитер и Юнона". 18-ый век.
Альфред Рёмер  (1832-1897)  по словам Александра Кабанеля  (1823-1889)
Альфред Рёмер (1832-1897) по словам Александра Кабанеля (1823-1889)
"Нимфа и Сатир". В работе изображены два совершенно разных по своей природе божества греческой мифологии – развратный и дерзкий сатир и нимфа, наделенная необыкновенной красотой. Отчаянная попытка нимфы вырваться из лап сатира, движимого злыми намерениями, сопоставление телесной нежности и открытой агрессии предполагают идею неконтролируемой, односторонней и безответной, а потому губительной страсти, будущего акта насилия.
Альфред Рёмер (1832–1897)  в соответствии с  сэром Джошуа Рейнольдсом  (1732-1792)
Альфред Рёмер (1832–1897) в соответствии с сэром Джошуа Рейнольдсом (1732-1792)
"Амур развязывает пояс Венеры". В 19-ом веке в дидактических целях было принято расписывать копии произведений известных творцов, поэтому эту копию, выполненную Рёмером, образцовым патриотом, общественным деятелем и дворянским художником, явно перешедшую грань художественной практики или преподавания, можно было считать несколько провокационной . В произведении с романтическим настроением изображена похотливая и эротическая сцена - купидон обнажает богиню любви и красоты Венеру, которая притворяется скромной и соблазняет своим кокетливым взглядом.
Франсуа Верхейден  (1806-1889)
Франсуа Верхейден (1806-1889)
"Девичник". 1845 г.
Фрагмент картины
Фрагмент картины
.
Фрагмент картины
Фрагмент картины
.
Николя де Лоне  (1739-1792)  в соответствии с  Пьер-Антуан Бодуэн  (1723-1769)
Николя де Лоне (1739-1792) в соответствии с Пьер-Антуан Бодуэн (1723-1769)
"Назревавшие опасения". 19-ый век.
Неизвестный художник
Неизвестный художник
"Любопытный аббат". 19-ый век.
Неизвестный итальянский художник  по Арнольду Хубракену  (1660-1719)
Неизвестный итальянский художник по Арнольду Хубракену (1660-1719)
"Художник и его модель". 19-ый век. На гравюре изображен сосредоточенный художник, гость которого в его мастерской явно пристально смотрит на позирующую совершенно обнаженную женщину. Разные намерения взглядов начинают распространяться. Изображение, являющееся лишь частью повседневной работы художника, вызывает у гостя любопытство или даже вожделение. Огромной популярностью пользовались подобные сцены мастерских художников с обнаженными позерами или античными скульптурами. Можно предположить, что произведениями такого или подобного характера часто пользовались в частном порядке из-за их эротического содержания. Похоть в таких сюжетах была как бы «замаскированной», скрывающей истинную цель и якобы изображающей лишь ремесло художника.
Неизвестный художник
Неизвестный художник
"Восточный мужчина и женщина с маской". Середина 18-го века.
Неизвестный немецкий художник
Неизвестный немецкий художник
"Любовная сцена - поцелуй". 18-ый век.

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому