Турист Андрей (Ciriulic)
Андрей — был сегодня 0:51
...
Фотоальбом

Школа Виленской живописи и портреты знати ВКЛ

В первой части альбома портреты времен Великого княжества Литовского. В 16–18 века дворяне, дворянки, священнослужители и государственные деятели, смотрящие на нас с портретов, выглядят сварливыми и напряженными. Статичная композиция, гордая поза, сдержанность — это отражение давней традиции от старого портрета ВКЛ. Изображения, созданные иностранными художниками, работавшими в помещичьих или магнатских поместьях, или неизвестными местными мастерами, доступные только богатым покровителям, выполняли прежде всего мемориальную функцию, а не эстетическое восхищение.

Произведение, которое должно было сохранить память о конкретном человеке для будущих поколений, строилось как краткое изложение его биографии, а психология или нюансы реального облика изображаемого играли здесь второстепенную роль. Гербы, надписи, детали одежды, атрибуты, символизирующие должности (гетьманский вол, полководческая булава, маршальский жезл, канцлерская печать, знаки, передающие чин духовенства и др.), увековечили в живописи высокое происхождение и жизненные заслуги. Правильно «прочитанные», они озвучивают не только немых героев портретов с первого взгляда, но и страницы столетней истории государства.

Во второй части речь пойдет о школе виленской живописи и ее учеников. Систематическое и последовательное обучение художников в Литве началось довольно поздно, лишь в XVIII–XIX веках, на стыке. Этот процесс напрямую связан с 1797 годом. В Вильнюсском университете была создана кафедра рисунка и живописи. Со временем эту кузницу художников вместе с кафедрами скульптуры, графики и архитектуры стали называть просто Вильнюсской художественной школой. Первым заведующим и профессором кафедры рисунка и живописи был Францишек Смуглевич (1745–1807), который много лет прожил в Италии и считается пионером профессионального искусства в Литве. Вместе с коллегой Яном Рустемом (1762–1835) он воспитал многих выдающихся художников, которые еще до 1832 года взращивали и продолжали традиции Виленской художественной школы. после закрытия Вильнюсского университета изучать искусство в нем стало невозможно.

XIX век отражает и творчество художников, на зрелость которых повлияли пионеры и ученики Вильнюсской художественной школы. Преобладающие в Европе художественные стили и течения (классицизм, романтизм, академизм, реализм), дали развитие и очертания профессиональной литовской живописи. Экспонированные в хронологическом порядке произведения Францишека Смуглевича, Юзефа Олешкевича, Яна Рустема, Винцента Смоковского, Канута Русецкого, Винцента Дмочовского и других авторов распространяют мастерство, меняя представления об эпохах, борьбу за существование единого человека и искусства. Эти произведения можно смело назвать золотым фондом литовского искусства!..

Неизвестный художник
Неизвестный художник
"Кристина Еленска- Ленкевич". 18-ый век.
Неизвестный художник
Неизвестный художник
Катажина Еленьска". 18-ый век.
Шимон Чехович (1689 - 1775)
Шимон Чехович (1689 - 1775)
"Великий этмон ВКЛ Михал Юзеф Масальский".
Неизвестный художник
Неизвестный художник
"Портреты Михала Христофора и Марии Элеоноры Чалецких". 17 век.
Неизвестный художник
Неизвестный художник
"Анна Мицкевич". Вторая половина 17-го века.
Неизвестный художник
Неизвестный художник
Изабелла Чарторыйска- Морштын. Первая половина 18-го века.
Неизвестный художник
Неизвестный художник
"Виленский каштелян Казимир Чарторыйский". 1741 г.
Неизвестный художник
Неизвестный художник
""Польский король и Литовский великий князь Михал Корибут Висневецкий". Конец 17-го века.
Неизвестный художник
Неизвестный художник
"Виленский епископ Бенедикт Война". 17-ый век.
Иоганн Шреттер (1641 - 1685)
Иоганн Шреттер (1641 - 1685)
"Виленский епископ суфраган беларускаго региона Михаил Слупский". 17-ый век.
Ян Дамель (1780 - 1840)
Ян Дамель (1780 - 1840)
"Голова молодого мужчины". Родился в Минтауе (ныне Елгава, Латвия) в семье полковника саксонской армии. С 1799 года учился в Вильнюсском университете у Францишека Смуглевича (1745–1807) и Яна Рустема (1762–1835). Работал учителем рисования в Вильнюсской гимназии. Был членом масонской ложи. Обвинен в подделке денег в 1820 году и сослан в Сибирь на три года. Он пишет религиозные и исторические сцены, не чурается тем наполеоновских войн, но наиболее известен, как портретист. Несмотря на романтизацию, образы его современников характеризуются сильным психологизмом, способностью передать характер и настроение человека. Умер в Минске.
Ян Рустем (1762-1835)
Ян Рустем (1762-1835)
"Автопортрет с палеттой". Начало 19-го века.
Ян Рустем (1762-1835)
Ян Рустем (1762-1835)
"Пий Тышкевич". Начало 19-го века.
Канут Русецкий (1800-1860).
Канут Русецкий (1800-1860).
"Автопортрет". 1831-1840 гг. Родился в 1800 году в Стебикяй Радвилишкиского уезда, в семье мелких дворян Яна Русецкого (1757-1840) и Терезы Романовской (1773-1831). Отец художника Болеслава Русецко (1824-1913). В 1816-1821 гг. учился в Вильнюсском университете сначала на юридическом факультете, затем на физико-математическом факультете и, наконец, на факультете литературы и свободных искусств. Ученик Яна Рустема (1762-1835), Юзефа Сондерса (1773-1845), Казимира Елскиса (1782-1867). Затем продолжил обучение в Париже и Риме. Его учителями в Италии были Бертель Торвальдсен (1770–1844), Антуан-Жан Гро (1771–1835) и Винченцо Камуччини (1771–1844). Будучи студентом, он принадлежал к тайным обществам "Лучезарный" и "Филомат". Его работы разделены на итальянский и виленский периоды. На итальянском этапе ему особенно нравилось рисовать архитектурные памятники, природу и римские сцены. Для него характерна сильная и энергичная, яркая живопись. В виленский период писал город Вильнюс, пейзажи, портреты, анималистические сцены, выполнял художественные заказы Церкви. Писал также картины бытового жанра, наиболее известными работами которого являются цикл с изображением литовских крестьян. Произведение, пропитанное романтическими идеями и стилистикой, наполнено также патриотическими и революционными намеками. Многие его работы я уже показывал, поэтому в этот альбом они не вошли.
Канут Русецкий (1800-1860).
Канут Русецкий (1800-1860).
"Крепость св. Ангела в Риме с фейрверками". 19-ый век.
Канут Русецкий (1800-1860)
Канут Русецкий (1800-1860)
"Смеющийся итальянец". 1824 г.
Канут Русецкий (1800-1860).
Канут Русецкий (1800-1860).
"Портрет мужчины с бородой( Заремба)". 19-ый век.
Канут Русецкий (1800-1860)
Канут Русецкий (1800-1860)
"Руины Колизея внутри". 19- ый век.
Канут Русецкий (1800-1860)
Канут Русецкий (1800-1860)
"Мельница Потоцких на Поплавской". 19-ый век.
Канут Русецкий (1800-1860)
Канут Русецкий (1800-1860)
"Виленский Бернардинский сад". 19-ый век.
Канут Русецкий (1800-1860)
Канут Русецкий (1800-1860)
"Процессия Тело Иисуса в 1845 году, в Вильне". 1845 г.
Валенты Ванькович (1800 - 1842)
Валенты Ванькович (1800 - 1842)
"Казимир Пясецки". 1836 г. Родился в 1800 году в имении Калузица (тогда Минская губерния) в богатой семье старинного дворянского рода. Отец - Мельхиор Александр Ванькович (ок. 1785-1842), мать - Схоластика Горецкая (ок. 1785-после 1813). Учился в Полоцкой иезуитской гимназии. С 1818 года учился в Виленском университете у Яна Рустема (около 1762-1835) и Юзефа Сондерса (1773-1845), затем продолжил обучение в Петербургской Академии художеств. Путешествовал по Европе. Он мечтал поехать в Париж, чтобы совершенствоваться, но сделать это ему удалось лишь незадолго до смерти. Во время учебы в университете отличался благочестием, принадлежал к филаретам, но поддерживал связи и с филоматами. Позже он активно интересовался мистикой. Его сокурсник Винцент Смоковски (1797-1876) описывал Ваньковича в своих мемуарах, как талантливого художника, все свое существо погрузившего в искусство и его познание, чрезвычайно внимательного и целеустремленного художника. Он писал античные, религиозные композиции, виленские пейзажи, но наиболее известен и ценится за романтические, интимные портреты. Он изображал людей из своего окружения, друзей, знакомых, умело передавая манеру поведения, настроение и психологическое состояние человека. Оставив дома жену и детей, он осуществил свою мечту – приехал в Париж без паспорта, к сожалению, уже сильно больным. Там и скончался в 1842 году.
Валенты Ванькович (1800 - 1842)
Валенты Ванькович (1800 - 1842)
"Софья Янушкевич-Пясецкая с детьми". 1837 г.
Винцент Смоковски (1797-1876)
Винцент Смоковски (1797-1876)
""Участник Ноябрьского восстания 1831 года получает посох паломника от ангела". 19-ый век. Учился в Виленской гимназии, с 1816 года – в Вильнюсском университете он изучал рисунок и живопись у Яна Рустема (1762–1835), графику – у Юзефа Сондерса (1773–1845), скульптуру – у Казимира Елскиса (1782–1867). 1823-1829 гг. учился в Петербургской Академии художеств. С 1829 года до закрытия университета он был ассистентом Рустема на кафедре рисунка и живописи. Преподавал рисование во Второй Вильнюсской гимназии. В 1836 году окончил Вильнюсскую медико-хирургическую академию и работал врачом в Милагенай, затем долгое время в Варшаве. Он много работал, но своего дела не бросал, продолжал писать картины и об искусстве. В первые годы он писал исторические и мифологические сцены в академической манере, позже черпал вдохновение для сюжетов из истории Литвы и Польши. В произведении признаны идеи сопротивления и освобождения государства. Он также создавал бытовые сцены с изображением обычаев, религиозные, батальные, аллегорические композиции, а также скульптуры и медали. Он проявил себя как график, талантливый иллюстратор романтической литературы.
Винцент Смоковски (1797-1876)
Винцент Смоковски (1797-1876)
"Слепой нищий с мальчиком". 19-ый век.
Винцент Смоковски (1797-1876)
Винцент Смоковски (1797-1876)
"Улан на лошади". 19-ый век.
Винцент Дмочовски (1805 - 1862)
Винцент Дмочовски (1805 - 1862)
"Лесной пожар". 1860 г. Учился в Виленском университете в 1825-1829 гг. Изучал живопись у Яна Рустема (1762-1835), скульптуру у Казимира Елскиса (1782-1867). Участвовал в 1830-1831 гг. в восстании, после его подавления, бежал в Пруссию, а в 1837 году вернулся в Вильнюс. Здесь он преподавал живопись частным образом, открыл частную студию живописи и вместе с Елскисом и Канутом Русецким (1800-1861) безуспешно пытался основать художественную школу. Помимо станковой живописи, он реставрировал картины, украшал интерьеры (например, в усадьбах Веркю и Бурбишкис), создавал сценографию. Пионер литовского романтического пейзажа. Он писал исторические картины, часто используя мотив руин. Его пейзажи чрезвычайно поэтичны и эмоциональны. Для работы характерна идеализация изображения, точная и тщательная передача природных элементов, эффектов теней и драматических ночных сцен.
Винцент Дмочовски (1805 - 1862)
Винцент Дмочовски (1805 - 1862)
"Река Вилия возле Веркяй". 1840 г.
Винцент Дмочовски (1805 - 1862)
Винцент Дмочовски (1805 - 1862)
"Крестоносцы осаждают крепость в пуне". 19-ый век.
Винцент Дмочовски (1805 - 1862)
Винцент Дмочовски (1805 - 1862)
"Пейзаж с крестом". 19-ый век.
Францишек Смуглевич (1745 - 1807)
Францишек Смуглевич (1745 - 1807)
"Телемах при дворе Спарты". Конец 18-го века. "Глыба" литовской живописи. Здесь кратко. У меня есть большой альбом с его работами и биографией. Кому интересно можно посмотреть.
Винсент Слендзинский (1837 - 1909)
Винсент Слендзинский (1837 - 1909)
"Аушрос вартай". 1889 г. Родился в семье художника Александра Слендзинского (1803 - 1878). Первые знания об искусстве он получил от своего отца, затем учился у Канута Русецкого (1800-1860). В 1856-1861 гг. учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В отличие от популярной Петербургской Академии художеств, пропагандировавшей строгий академизм, здесь ценилась индивидуальность художников, и жанр реализма развивался более свободно. В 1863-1864 гг. вступил в восстание, за которое провел 20 лет ссылки в Княгинине, Харькове и Сумах. Из-за трудностей, пережитых в ссылке, он почувствовал бессмысленность жизни и творчества, недостаток идей и вдохновения. Несмотря на это, он активно занимался искусством: музицировал, создавал эскизы будущих полотен, писал стихи, сатиру, описывал сны, вспоминая родину. Писал портреты, религиозные картины, реалистические бытовые сцены. Произведениям свойственна четкая композиция, нейтральный фон, подчеркивающий штриховкой черты лица изображаемых лиц, несколько загадочное, меланхоличное настроение.
Винсент Слендзинский (1837 - 1909)
Винсент Слендзинский (1837 - 1909)
"Старушка вдевает нитку в игольное ушко". 1860 г.
Юзеф Маршевский (1825 - 1883)
Юзеф Маршевский (1825 - 1883)
"Альпийский пейзаж с речкой". 19-ый век. Сначала он изучал искусство в Варшаве у Александра Кокулара (1793–1846) и в Вильнюсе у художника Винцента Дмочовски (1807–1862). В 1853-1856 гг. учился в Петербургской Академии художеств. После окончания уехал за границу. Посетил Париж, Испанию, Швейцарию, недолгое время жил в Дюссельдорфе (здесь учился у Андреаса Ахенбаха (1815-1910)), Риме. Он также побывал в Украине и Литве. В 1873 году, потеряв хранившиеся в банке активы, он испытал серьезные трудности и заболел психическим заболеванием. Образы, увиденные во время путешествий, стали величайшим вдохновением художника. Большинство картин были из Италии и Германии, пейзажи Украины, Литвы, других мест и горных районов. Написанным картинам свойственен романтизированный реализм. Он изображал пейзажи, освещенные ярким дневным или заходящим вечерним солнцем, бледной луной ночи, передавал различное время суток.
Юзеф Маршевский (1825 - 1883)
Юзеф Маршевский (1825 - 1883)
"Дорога в Ново-Вильню". 1872 г.
Эдвард Матеуш Рёмер (1848 - 1900)
Эдвард Матеуш Рёмер (1848 - 1900)
"Весна в Вильнюсе". 1893 г. Родился в 1848 году. в Вологде, куда был сослан его отец-художник, В 1830-1831 гг. Эдвард Ян Рёмер (1806-1878) участвовал ввосстании, общественный деятель. Брат Альфред Рёмер (1832–1897) также был художником. Рисованию он научился у своего отца и брата, позже у Канута Русецкого (1800-1860) в Дворянском институте. Учился в Дрезденской и Мюнхенской художественных академиях. После завершения учебы он путешествовал по Европе, а вернувшись в Вильнюс, работал вместе со своим братом в студии, устроенной в Доме Рёмеров, так называемой Академии Рёмера. Экспонировал свои работы на выставках в различных городах Европы (Париж, Мюнхен, Вена и др.). Картины его реалистичны, отличаются живостью и естественностью изображения, ясным цветом, игрой света и теней, богатой фактурой. Особенно ему нравилось создавать сцены природы, но он писал и портреты.
Эдвард Матеуш Рёмер (1848 - 1900)
Эдвард Матеуш Рёмер (1848 - 1900)
"Эдвард Ян Рёмер". 19-ый век.
Эдвард Матеуш Рёмер (1848 - 1900)
Эдвард Матеуш Рёмер (1848 - 1900)
"Кузнец". 19-ый век.
Эдвард Матеуш Рёмер (1848 - 1900)
Эдвард Матеуш Рёмер (1848 - 1900)
"Крестьянин в меховой шапке". 19-ый век.
Альфред Рёмер (1832 - 1897)
Альфред Рёмер (1832 - 1897)
"Этюд рук девушки". 19-ый век. Родился в 1832 году в семье Эдварда Яна Рёмера (1806-1878), участника восстания и общественного деятеля. Брат Эдвард Матеуш Рёмер (1848-1900) также был художником. Он учился у Винцента Дмочовски (1807–1862) и Канута Русецкого (1800–1860) в Дворянском институте. Отправившись в Вологду, куда был сослан его отец, он научился у него тонкостям искусства, а по возвращении в Вильнюс продолжил обучение в так называемой Академии Ремера (их доме). Учился в Париже, Риме. За участие в восстании 1863-1864 гг. осужден и заключен в тюрьму в Даугавпилсе. Позже он отправился в путешествие по Европе, жил в Швейцарии, Германии, Франции, Чехии. В Кракове он стал участвовать в деятельности различных общественных объединений. Он писал статьи об искусстве, этнографических вопросах, собирал материал для биографий литовских художников. Произведениям свойственна реалистичность рисунка, игра света и теней, местами лирическое настроение, напоминания о романтизме. Он писал акварелью, маслом и пастелью, развивал преимущественно портретный жанр, хотя создавал также пейзажи и религиозные сцены.
Альфред Рёмер (1832 - 1897)
Альфред Рёмер (1832 - 1897)
"Портретный этюд мальчика". 19-ый век.
Альфред Рёмер (1832 - 1897)
Альфред Рёмер (1832 - 1897)
"Софья Рёмер-Белозёр". 1872 г.
Никодем Сливанович (1834 - 1919)
Никодем Сливанович (1834 - 1919)
"Автопортрет". 19-ый век. Родился в 1834 году. В селе Цинцявичяй (Виленская губерния) в семье мелкого крестьянина Юроса Сливановича. Детство он провел в полях, пас животных, помогая родителям в сельскохозяйственных работах, но при этом очень рано проявились художественные задатки. Предполагается, что он начал изучать искусство частным образом. В шестнадцать лет он пошел в четырехлетнюю школу в Маладечине. В 1855 году уехал за границу и учился в школе Петербургского Общества поощрения художеств, позже продолжив обучение в Петербургской Академии художеств. В разные периоды он мигрировал и жил в разных городах: Петербурге, Вильнюсе, Бирштони, Пренае. Он был невысокого роста, всегда аккуратно и опрятно одетый, очень скромный и вежливый. По свидетельствам современников, он жил экономно, время от времени скрашивая свои будни различными развлечениями: походами на охоту с родственниками, посещением живописных окрестностей Нямунаса, пикниками в лесу. Вместе с Владиславом Рейнхардтом он владел фотоателье в Бирштоне. Писал преимущественно портреты, на которых изображал членов семьи, а также народные типы и бытовые сцены. В работах преобладает простота, искренний взгляд на человека, мазок мягкий и нежный, цвет теплый. Помимо живописи, он отличился в области мозаичного искусства, где проявил себя как чрезвычайно дотошный, виртуозный мастер.
Никодем Сливанович (1834 - 1919)
Никодем Сливанович (1834 - 1919)
"Сын художника в меховой шапке". 19-ый век.
Никодем Сливанович (1834 - 1919)
Никодем Сливанович (1834 - 1919)
"Сын художника ужинает". 19-ый век.
Никодем Сливанович (1834 - 1919)
Никодем Сливанович (1834 - 1919)
"Этюд девушки из Йезно". 19-век.
Никодем Сливанович (1834 - 1919)
Никодем Сливанович (1834 - 1919)
"Девочка из Йезно". 19-ый век.
Никодем Сливанович (1834 - 1919)
Никодем Сливанович (1834 - 1919)
"Пастух из Швенчениса". 19-ый век.
Тадеуш Горецкий (1825 - 1868)
Тадеуш Горецкий (1825 - 1868)
"Адвокат Павловски". 19-ый век. Родился в 1825 году в имении Дусиненай под Вильнюсом, в семье Антона Горецкого (1787-1861), художника и поэта, участника восстания 1830-1831 годов. Он начал заниматься рисованием у художника Валенты Ванкевича (1800-1842), позже в частной школе живописи Винцента Дмочовски (1807-1862) в Вильнюсе. В 1841-1849 гг. учился вольным слушателем в Петербургской Академии художеств, позже совершенствовался в Париже, Испании, а также посетил Италию. Он написал много копий старых мастеров. После путешествия по Западной Европе он ненадолго вернулся в Петербург, но быстро вернулся на Запад и отправился в Италию. Наконец он переехал и поселился в Париже, женился на Марии Елене Мицкевич (1835–1922), дочери поэта Адама Мицкевича (1798–1855). Он работал здесь преподавателем живописи и рисования, копировал работы старых мастеров в Лувре. Участник выставок в Петербурге, Мадриде, Париже, Нанте. В картинах преобладает религиозная тема или бытовые сцены, изображающие церемонии и обряды, связанные с верой. Он также создавал портреты. Картины относят к академизму, произведения характеризуются выразительным рисунком, яркими красками, театральностью композиции.
Тадеуш Горецкий (1825 - 1868)
Тадеуш Горецкий (1825 - 1868)
"Слепой нищий с мальчиком". 1843 г.

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому