Искусство миниатюрной живописи. «Их мазки тонкие и нежные, их живопись полна жизни и блеска; воздух этой страны следует благодарить за красоту красок: сухой воздух угнетает тела, они становятся твердыми и выглядят, как отполированные».
Так в 17-ом веке европейский путешественник Жан Шарден описал классические персидские миниатюры. Один из важнейших видов искусства в исламском мире, миниатюрная живопись, зародилась в арабских землях Ближнего Востока и процветала в 16-17 веках. Во дворцах династии Сефевидов в Иране и Империи Великих Моголов в Индии. Создателям миниатюр требовался не только особый художественный талант, но и дорогие материалы: качественные кисти, дорогая самаркандская бумага и минеральные пигменты. Основными минералами, из которых художники изготавливали свои краски, были золото, серебро, лазурит, малахит и киноварь. Поэтому книжные мастерские - китабхане - создавались в поместьях богатых правителей, шахов или феодалов. Команды лучших писцов, живописцев, орнаменталистов и книготорговцев соревновались в богатстве, совершенстве и украшении иллюстраций важнейших литературных произведений - стихов Фирдоуси, Низами, Саади, Джами или Хафиза. Исламское искусство разделило религиозную и светскую сферы жизни. Религиозные произведения искусства, как правило, избегали изображения живых существ, в то время как светское искусство изобиловало самыми разнообразными изображениями. При этом значительную роль играли религиозно-духовная тематика. Романтические истории любви часто использовались, как метафора отношений между человеком и божеством. Многие из самых известных писателей и поэтов были последователями мистической исламской практики, известной как суфизм. Суфийские темы и мотивы были распространены в миниатюрной живописи.
Еще одна выставка, которая долго ждала своего часа. Выставка «Калам и кисть» представляет небольшую, но чрезвычайно ценную коллекцию исламских миниатюр и каллиграфии, представляющую искусство XIII–XIX веков из арабского мира, Персии, Турции и Индии.
Мы смогли не только полюбоваться тонким искусством восточного пера и кисти, но и обогатить свои знания об исламской культуре и истории. Художественная и денежная ценность представленных произведений была подтверждена продажей, зафиксированной недаано на аукционе Sotheby’s, когда похожая персидская иллюстрация к «Шахнаме» была продана почти за пять миллионов фунтов стерлингов».
Экспозиция разделена на части, первая из которых посвящена каллиграфии и книжной иллюстрации, вторая — книжной миниатюре, а третья — альбомной живописи. Такое разделение символически отражает развитие искусства, возникшего из практики изучения Корана — священной книги ислама. Каллиграфия и орнаментация достигли расцвета раньше всего: Коран и другие религиозные тексты украшались исключительно орнаментами, призванными передавать порядок и гармонию вселенной, созданной Аллахом.
В XI веке в исламской книжной культуре расцветает искусство иллюстрации. Арабская миниатюра стала первой яркой вспышкой самобытной традиции. Искусство книжной живописи достигло своего апогея в Иране. Пять столетий спустя живопись сама по себе стала искусством. По мере роста интереса к исламскому искусству в XIX веке на европейский рынок хлынул поток различных произведений.
К сожалению, спрос на «картины» побуждал торговцев произведениями искусства безжалостно вырезать иллюстрации из рукописей, поскольку продать миниатюру было гораздо выгоднее, чем продать целую книгу.