Турист Андрей (Ciriulic)
Андрей — был сегодня 8:28
...
Фотоальбом

Биджин, дзёкай и буси... Часть 1-ая

SM-N975F
34 39
Вильнюс — Литва Июль 2024

Эта историко-панорамная выставка в Национальной художественной галерее — одна из немногих попыток (и первая в Литве) в музейном пространстве показать и раскрыть взаимосвязь вещей, которые даже сегодня обычно и часто не показываются вместе: гравюры укиё-э, исторические карикатуры гига, эротические книги сюнга, коммерческие плакаты хикифуда, довоенные и послевоенные манга-комиксы, детские игровые карты мэнко, постеры аниме-фильмов и компьютерных игр, рекламные ролики продукции известной косметической компании Shiseido…

Работы более 70 авторов на выставке сгруппированы в три категории — изображения красавиц (биджин), страшные или смешные истории выродков (дзёкай) и подвиги самураев (буси, самурай).Но, не все сразу…

Сегодня покажу, японские рекламные постеры начала XX века, которые невероятно красивы. Как и европейские постеры того времени, они создавались художниками, и посвящены красавицам. Кажется, сам предмет рекламы — сигареты, пиво, путешествия или новые ткани — был всего лишь поводом изобразить красивое женское лицо, изящную позу и чудесные ткани! Жанр, в котором работали японские художники, называется Bijin-ga (美人画, «изображение красивого человека»).

Хикифуда — произведения печатной графики, выполненные в технике ксилографии и литографии, которые активно использовали в рекламных целях розничные и оптовые магазины, мануфактуры, торговые агентства и другие организации Японии в эпоху Мэйдзи (1868—1912 гг.).

Также поговорим о красавицах в другом контексте…выставка необычная и неоднозначная!..

Харунобу Сузуки (1725 - 1770)
Харунобу Сузуки (1725 - 1770)
"Весна. Лето. Зима. Из серии «Красавицы Зелёного дворца». Около 1760 - 1765 гг. Образы красавиц (биджин), без сомнения, являются наиболее широко развитым и устойчивым жанром японской визуальной поп-культуры, меняющим средства художественной выразительности, но сохранившимся до наших дней.
Китагава Утамаро (1753 - 1806)
Китагава Утамаро (1753 - 1806)
"Женщина, смотрящая в зеркало". По мотивам стихотворения Сумиёси Урачика. Переиздание середины 20-го века. Впечатляющего эстетического уровня и обилия иконографических вариантов оно достигло в период Эдо (1603-1868), когда быстрорастущее общество вновь основанной столицы Эдо, особенно постоянно расширяющийся и богатый класс ремесленников и торговцев, которому стал нужен легальный квартал удовольствия.
Китагава Утамаро (1753 - 1806)
Китагава Утамаро (1753 - 1806)
"Тацуми Роко". Переиздание середины 20-го века. Из серии «Прославленные красавицы, подобные шести бессмертным поэтам». Около 1795-1796 гг. По решению сёгуната Токугава развлекательный район Ёсивара сначала был основан в центре Эдо, а позже (после того, как старый сгорел в пожаре) значительно расширился и переместился на 5,6 км от центра города, поэтому затратная поездка туда, должно быть, действительно того стоила.
Тойохара Тиканобу (1838 - 1912)
Тойохара Тиканобу (1838 - 1912)
"Красавица с веером". 1897 г. Идеализированные образы женщин, работавших в Ёсиваре, сначала изображались в виде черно-белых или раскрашенных вручную, а позже в виде сложных разноцветных гравюр на дереве (нисики-э «парчовые картины»), они будоражили воображение и создавали видение - чудесный параллельный мир, часто имеющий мало общего с реальностью, но тем самым поощряющий необыкновенность.
Тойохара Куничика (1835 - 1900)
Тойохара Куничика (1835 - 1900)
"Отражение красоты человечества". 1878 г. Услуги Ёсивары далеко не ограничивались деятельностью проституционного характера, посетителю предлагался широкий спектр эстетических занятий и даже предлагалось освоить определенный кодекс культурного поведения.
Утагава Кунисада (1786 - 1865)
Утагава Кунисада (1786 - 1865)
"Красавица вытирает ногу". 1858 г. Из серии "Сто знаменитых красавиц Эдо". Хайку вокальной музыки, составления цветочных букетов и причесок и высокой моды (которую они демонстрировали сами), каллиграфии и поэзии привели к неуправляемому (укиё) миру, который позволял, по крайней мере, забыться на какое-то время.
Утагава Кунисада (1786 - 1865)
Утагава Кунисада (1786 - 1865)
"Красавица с коробкой для сямисэна". 1858 г. Из серии "Сто знаменитых красавиц Эдо". И возвращаясь в «твердый, неизменный» политический и экономический мир социальной повседневной жизни Эдо, когда наступал «заячий час» — 5 часов утра, заказчик доставал плащ и возвращался в суровую реальность.
Сигэхару Эйсен (1790 - 1848)
Сигэхару Эйсен (1790 - 1848)
"Мечты. Красавица с веером". 19-ый век.
Китагава Утамаро (1753 - 1806)
Китагава Утамаро (1753 - 1806)
"Пара под москитной сеткой". Около 1797-1800 гг. Китагава Утамаро (1753-1806), творивший в период расцвета Эдо и добившийся огромной популярности еще при жизни, можно считать самым известным создателем прекрасных образов искусства Ёсивара, проникнутых чувственностью.
Китагава Утамаро (1753 - 1806)
Китагава Утамаро (1753 - 1806)
"Женщина с горничной". 18-ый век конец - начало 19 века. Как и все самые известные создатели гравюр на дереве укиё-э в Эдо, помимо официально подписанных гравюр биджин, он также анонимно создавал откровенно эротические гравюры и книги шуанга. Частично можно сказать, что его работа представляет собой серию рекламных буклетов развлекательного квартала.
Китагава Утамаро (1753 - 1806)
Китагава Утамаро (1753 - 1806)
"Вакадзуру из дома Вакамацуя". Переиздание середины 20 века. Из серии « Высшие красавицы современности». Около 1974 г. Однако, конечно, благодаря своему новаторству и поразительно высокому эстетическому уровню творчество этого художника, несомненно, преодолело подобные ограничения и сегодня стало музейным искусством».
Тории Киёнага (1752 - 1815)
Тории Киёнага (1752 - 1815)
Перед занавесом. Сцена рядом с кварталом Наканочо. Конец 18-го - начало 19-го века. Из серии "Восемь образов Ёсивары". Вопрос моральных границ в контексте искусства не нов, но он стал более острым в XXI веке, когда старые табу активно разрушаются. Нет сомнения, что нет ничего «нейтрального» с точки зрения моральной полемики, и здесь представлены образы красавиц укиё-э — как обычно, куртизанок и гейш разных рангов, работавших в увеселительном квартале Ёсивары, включая его «зону красных фонарей».
Тории Киёнага (1752 - 1815)
Тории Киёнага (1752 - 1815)
"Куртизанка на прогулке". Конец 18-го - начало 19-го века. Молодых куртизанок и даже девушек из (обычно бедных) семей просто покупали во временное рабство, по принципу «возврата долга» - нанимая их на пять-десять лет для оказания сексуальных услуг.
Неизвестный японский художник 19-го века
Неизвестный японский художник 19-го века
"Ойран возле жаровни". 19-ый век. Из цикла «Биджин (красавицы) в современных произведениях Ёсивара». Гравюра на ткани. В очень редких случаях женщины сами выбирали эту работу. Проститутки низшего ранга (юдзё) имели наименьшее количество прав и свобод на улице, тогда как элитные куртизанки (ойран) имели больше прав и свобод (в том числе и в выборе клиента).
Цукиока Ёситоси
Цукиока Ёситоси
"Гейша Отаке и ее старший брат Кумакичи". 1867 г.Из цикла «Сказки о неустойчивом мире на восточном брокато". Хотя идеализированными образами куртизанок восхищались многие, и они вдохновляли мечты о почти потусторонней природе «плавающего мира Ёсивара», культура такого рода подвергалась резкой критике со стороны интеллектуалов периода Эдо. Более того, радикальные политические реформы Тэнпо 1841-1843 годов полностью запретили гравюры на дереве с изображением актеров кабуки, красавиц (биджин, куртизанок) и гейш (артисток), поскольку считалось, что эти типы изображений оказывают негативное влияние на общество. Споры продолжаются и сегодня.
Нобуёси Араки
Нобуёси Араки
"Каори". 2004 г. Под влиянием эстетики укиё-э знаменитый фотограф Нобуёси Араки в 2018 году был публично обвинен своей главной моделью, своей «музой» Каори, в ее эксплуатации и игнорировании ее моральных и экономических прав. Это заявление вызвало волну протестов против выставок Араки. Представленный здесь портрет «музы» Араки Каори, где она изображена в образе гейши в одежде кинбаку, мог бы служить подходящим символом темы биджин, которая имеет тенденцию низводить женщин до «красивых объектов».
На плакате показан кадр из фильма якудза «Игрок из красного пиона» (1968)
На плакате показан кадр из фильма якудза «Игрок из красного пиона» (1968)
Роль лидера группировки якудза исполнила известная актриса Джинко Фудзи (она изображена на плакате). В качестве возможной реакции на такую ​​объективацию в манге и аниме 20-го и 21-го веков начали появляться другие изображения «красивых женщин» — женщины-воительницы; женщина-лидер группы якудза.
Макото Аида
Макото Аида
"Школьницы Харакири". 2006 г. Знаменитое произведение Макото Аиды «Школьницы Харакири» также могло бы служить примером иронического комментария к теме «биджин». Но, оно скорее ужасное для меня. Чему потом удивляться, что японцы одни из первых в мире по самоубийствам...
Принцесса кровавого снега
Принцесса кровавого снега
Увеличенная страница из манги. Или девочка, как волшебная супергероиня... Ужас!..
Горо- авасэ
Горо- авасэ
Плакат Хикифуда. 1868 - 1912 гг. Хикифуда — произведения печатной графики, выполненные в технике ксилографии и литографии, которые активно использовали в рекламных целях розничные и оптовые магазины, мануфактуры, торговые агентства и другие организации Японии в эпоху Мэйдзи (1868–1912 гг.).
Без названия
Без названия
"Плакат Хикифуда. Около 1910 - 1915 гг. По мнению специалистов, раздача бумаги как рекламный метод, впервые была использована в лавке «Этигоя Мицуи» (современный магазин Мицукоси) ещё в 1683 г.
Без названия
Без названия
1868 - 1912 гг. Плакат Хикифуда. В японском языке закрепилась следующая этимология слова 引札 «хикифуда» — «билетики для привлечения посетителей» или «раздаточные бумажки», так как происходит от слова 引く «хику» — «тянуть, привлекать».
Женщина и мечи
Женщина и мечи
1868 - 1912 гг. Плакат Хикифуда. Ранние хикифуда печатались в одну или две краски, но позднее стали многоцветными, производились в больших объемах в условиях активного роста коммерческой деятельности в период вестернизации Японии в 19 — начале 20 века, когда спадал интерес к гравюрам Укиё-э.
Женские повседневные дела
Женские повседневные дела
1868 - 1912 гг. Плакат Хикифуда. Укиё-э оказали влияние и на внешний вид листовок: их размер, формат и композицию.
Юраносукэ и Охара
Юраносукэ и Охара
1868 - 1912 гг. Плакат Хикифуда. За счет развития японской ксилографии, литографии, гравюр в технике меццо-тинто и полиграфической печати производились магазинные листовки, рекламные афиши, приглашения посетить лавку и прочие подобные печатные материалы.
Без названия
Без названия
1868 - 1912 гг. Плакат Хикифуда. Сюжеты хикифуда напоминали традиционные японские гравюры Укиё-э: женщины в кимоно, дети, боги счастья Эбису и Дайкокутэн, драконы и гора Фудзи, журавль и черепаха (символ долголетия) и многие другие. Поэтому их стали вешать в домах на стенах и даже в общественных банях.
Без названия
Без названия
1868 - 1912 гг. Плакат Хикифуда. Хикифуда иллюстрируют культуру и быт Японии на рубеже ХIХ–ХХ вв. Японские рекламные листовки представляют собой интересный, но пока малоизученный пласт городского искусства Японии на рубеже ХIХ–ХХ вв.
Национальный художественный музей
Национальный художественный музей
Экспозиция.
Садахидэ Утагава
Садахидэ Утагава
"Голландская женщина и ребенок". 1860 г. Из цикла «Иностранцы, взятые из жизни»
Кацусика Хокусай (1760 - 1849)
Кацусика Хокусай (1760 - 1849)
"Станция Камеяма". Из цикла «53 станции дороги Токайдо». 1804 г.
Кацусика Хокусай (1760 - 1849)
Кацусика Хокусай (1760 - 1849)
"Станция Акасака". Из цикла " 53 станции дороги Токайдо". 1804 г.
Кацусика Хокусай (1760 - 1849)
Кацусика Хокусай (1760 - 1849)
"Станция Фудзисава". Из цикла «53 станции дороги Токайдо». 1804 г.
Утагава Кунисада (1786 - 1865)
Утагава Кунисада (1786 - 1865)
"Июнь. Шестой месяц". 1815 - 1842 гг. Из цикла «Модные двенадцать месяцев».
Миягава Сюнтей (1873 - 1914)
Миягава Сюнтей (1873 - 1914)
"Апрель (фрагмент)". 1898 г.
Кикугава Эйдзан (1787 - 1867)
Кикугава Эйдзан (1787 - 1867)
"Такугава из Огии". Около 1804–1818 гг. Из серии "Зимние каникулы".
Тотоя Хоккей (1780 - 1850)
Тотоя Хоккей (1780 - 1850)
"Женщина с трубкой возле дерева". 19-ый век.
Кейсай Эйсен (1790 - 1848)
Кейсай Эйсен (1790 - 1848)
"Рикуока из Огии". Поэт Аривара Нарихира. 19-ый век. Из серии "Сборник шести изображений мудрых и сострадательных барышень в сопровождении знаменитых поэтов".
Утагава Кунисада (1786 - 1865)
Утагава Кунисада (1786 - 1865)
"Женщина в синем кимоно". 19-ый век.

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому