Турист Андрей (Ciriulic)
Андрей — был сегодня 12:25
...
Фотоальбом

Творчество трех прибалтийских художниц

Выставка посвящена творчеству трех балтийских художниц — Малле Лейс (1940–2017), Майи Табаки (1939) и Марии Терезе Рожанскайте (1933–2007) — советской эпохи, 1970-х и 1980-х годов. Все трое бросили вызов художественному дискурсу своего времени необычной стратегией саморепрезентации, способами конструирования пространства картины и размышлением о своей идентичности, как художников.

Образы Лейс конкурируют с оптическим восприятием, а изысканные композиции из растений, цветов и (иногда) людей в космическом пространстве разрушают иерархию человека и остального мира. Табака выделяется своими фигуративными картинами большого формата, часто вдохновленными кинематографическими образами, со временем становящимися все более игривыми, выразительными и театральными.

Работы Лейс и Рожанскайте ближе друг к другу в критическом и концептуальном подходе к изображениям, больше связаны с модернистским дискурсом экспериментирования и оригинальности, тогда как Табака выделяется как явный постмодернист. В каком-то смысле творчество Лейс является связующим звеном, которое скрепляет всех троих вместе: ее ранние работы прекрасно связаны с Рожанскайте, а поздние — с Табакой. Однако структура выставки одинакова — в некоторых частях все три художника представлены почти в равной степени, другие определяются работами одного из этих художников, дополненными комментариями или вмешательством чужих работ, некоторые основаны по значимым сходствам, а другие — по различиям.

Лейс, Табака и Рожанскайте — все они были выдающимися художниками в советских Эстонии, Латвии и Литве. Образование, полученное ими в художественных институтах Таллина, Риги и Вильнюса в 1950-е и 1960-е годы, было схожим по идейно-эстетическим принципам, однако художники быстро вырвались из рамок: они не обязательно прямо противостояли художественному направлению этих школах того времени, но изобретательно изменяли устоявшиеся мотивы и жесты, создавая новые значения.

Выставка подготовлена ​​в соответствии с исследовательской и выставочной программой по истории искусства Балтийского региона, реализуемой Художественным музеем KUMU, целью которой является выход за национальные рамки и обнаружение связей между историей искусства Эстонии, Латвии и Литвы. Он продолжает инициативу этого музея по привлечению внимания к роли художников в различные исторические периоды.

Мне больше всего понравились работы Майи Табака, а вот работы ее коллег, на любителя.

Выставка
Выставка "Три прибалтийские художницы".
Слева направо: Малле Лейс (1940 - 2017) " Женщина уходит" 1970 г; Майя Табака (1939 г) "Двойной портрет скульпторов Валды Блунавы и Арты Друмпе" 1971 г; Мария Терез Рожанскайте (1933 - 2007) " Спотыкаясь под крестом". 1976 г.
Мария Тереза Рожанскайте (1933-2007)
Мария Тереза Рожанскайте (1933-2007)
"Ученые 1". 1969 г. На ранний этап творчества Рожанскайте повлияли идеи модернизации, риторика технического прогресса и покорения космоса. Она рисовала ракеты и ученых-космонавтов. Модернизацию художнца оценивала философски и художественно – как поиск концептуализации и экспериментов с формой. Она также создавала абстрактные, фантастические композиции на тему пространства и хаоса, по-своему сочетая органические формы и технические формы. Триптих «Учёные» был написан в 1969 году, когда первый человек высадился на Луну. Рожанскайте также исследовала различные взаимоотношения между хрупким человеческим телом и технологиями.
Фрагмент картины
Фрагмент картины
.
Мария Тереза Рожанскайте (1933-2007)
Мария Тереза Рожанскайте (1933-2007)
"Ученые 3". 1969 г.
Мария Тереза Рожанскайте (1933-2007)
Мария Тереза Рожанскайте (1933-2007)
"Без названия". 1966 г.
Мария Тереза Рожанскайте (1933-2007)
Мария Тереза Рожанскайте (1933-2007)
"Рентген". 1977 г.
Мария Тереза Рожанскайте (1933-2007)
Мария Тереза Рожанскайте (1933-2007)
"Рентгеновская терапия". 1977 г.
Мария Тереза Рожанскайте (1933-2007)
Мария Тереза Рожанскайте (1933-2007)
"Кабинет Рентгена". 1983 г. Заинтересовавшись миром медицины в 1970-е годы, Рожанскайте продолжала интересоваться им до конца своей жизни. Два монументальных полотна «Операция на сердце I» и «Операция на сердце II» созданы в 1974 году. Ранние композиции, изображающие резко ниспадающие драпировки и операционные, стали метафорой человеческой хрупкости и больного советского общества. В цикле «Рентген» основное внимание уделяется столкновению человека со специалистами и оборудованием, используемым для обследования человека. Студенты в специальной одежде и медперсонал больницы словно контрастируют с обнаженным, фрагментированным, анонимным телом пациента. Местом действия картины обычно является палата, больничный коридор или рентгеновский кабинет, здесь она сочетается с трафаретной печатью – так подчеркивается контраст между позитивом и негативом. Медицинский взгляд, воплощенный буквой Х -лучевая машина становится мощным паноптикумом, прорезающим всё. В конце 1980-х годов в творчестве Рожанскайте преобладали темы одиночества и старости, развитые в написании портретов стариков, укрытых больничными одеялами, отрезанных от мира за каркасом кровати. Эти «медицинские» работы сочетают в себе фотографию, трафаретную печать и рисунок, раскрывающие построение изображения и характер взгляда.
Мария Тереза Рожанскайте (1933-2007)
Мария Тереза Рожанскайте (1933-2007)
"Похороны". 1981 г.
Фрагмент картины
Фрагмент картины
.
Фрагмент картины
Фрагмент картины
.
Мария Тереза Рожанскайте (1933-2007)
Мария Тереза Рожанскайте (1933-2007)
."Рождение". 1983 г.
Мария Тереза Рожанскайте (1933-2007)
Мария Тереза Рожанскайте (1933-2007)
"Операция на серде 2". 1972 г.
Мария Тереза Рожанскайте (1933-2007)
Мария Тереза Рожанскайте (1933-2007)
"Палата 4". 1983 г.
Мария Тереза Рожанскайте (1933-2007)
Мария Тереза Рожанскайте (1933-2007)
"Блок 9". 1988 г.
Мария Тереза Рожанскайте (1933-2007)
Мария Тереза Рожанскайте (1933-2007)
"Желтые драпировки". 1991 г. Желтые драпировки» — многослойное произведение. Розанскайте вдохновлялась частыми посещениями больницы и общением с одинокими старушками. Навещая больную мать, она присматривала и за другими больными — разговаривала с ними, рисовала их портреты, кормила их домашниймсуп. Большинство пожилых женщин на ее картинах похожи на коротко подстриженных буддийских монахинь. То, что подобные образы присутствуют в творчестве художницы, обусловлено реальной ситуацией - увидев, что у большинства старух есть вши, художница предложила работникам больницы постричь старушек - это аллегория экзистенциального одиночества, «нахождения в покое». Героиню художницы все больше привлекают желтые драпировки, затеняющие больничную палату, где стоят пустые койки, и полностью захватывающие это пространство. Форма картины и рамка - пространство женщины и вся ее жизнь, размышление о преображении смерти. Женщина составлена ​​не случайно, ее взгляд скользит мимо нас – в другую сторону тоже можно интерпретировать, как меняющиеся политические и социальные эпохи – встречается с тревогой по поводу будущего.
Выставка
Выставка "Три прибалтийские художницы".
.
Мария Тереза Рожанскайте (1933-2007)
Мария Тереза Рожанскайте (1933-2007)
"Больница". 1980 г.
Мария Тереза Рожанскайте (1933-2007)
Мария Тереза Рожанскайте (1933-2007)
"Спотыкаясь". 1977 г. Ассамбляж. Одна из уникальных сторон творчества Рожанскайте – размышление над историческими, особенно трагическими событиями. Сосланная в Сибирь вместе с матерью в детстве, она постоянно возвращается к темам ссылки, образам сопротивления, жертвенности и страданий. Драматический 1941 год, когда художница пережила вооруженное насилие и потеряла отца, что отразилось в ее ассамбляжном цикле «Вокзалы». В 1975-1976 годах ассамбляжи были более тесно связаны с ее личной жизнью, а в 1977 году художница начала использовать. визуальные метафоры. Метафорически преобразованные мотивы креста и плащаницы раскрывают сцены человеческих страданий. В картине Крестного пути «Спотыкаясь» (1977) она изобразила Христа в виде ссыльного узника, носящего многоножку. Визуальный язык серии «Вокзалы» Рожанскайте сложен, он сочетает в себе множество приемов, раскрывающих болезненные стороны действительности, свидетелем которой была сама художница. В ассамбляжах использованы живописные мотивы из газетных вырезок и фотографий – намеки на реальные реалии того времени. были слишком опасны, чтобы упоминать об этом прямо, однако это лишь поверхность, которая увлекает зрителя в контрастирующие глубины.
Мария Тереза Рожанскайте (1933-2007)
Мария Тереза Рожанскайте (1933-2007)
"1941 год". 1972 г. Ассамбляж.
Фрагмент картины
Фрагмент картины
.
Майя Табака (род.1939)
Майя Табака (род.1939)
"Цыганская смерть". 1988 г.
Майя Табака (род.1939)
Майя Табака (род.1939)
"Лиля Браке и медсестра Лайма". 1974 г.
Выставка
Выставка "Три прибалтийские художницы".
.
Майя Табака (род.1939)
Майя Табака (род.1939)
"Свадьба в Рундале". 1974 г. «Если вы присмотритесь к моей «Свадьбе в Рундале», то картина может напомнить вам голограмму из фильма Феллини. Меня привлекло барочное великолепие, мрамор, искусственные цветы и та загадочная атмосфера Феллини, где люди превращаются в образы из прошлого и становятся загадками, затерянными во времени», — говорит Майя Табака. «Свадьба в Рундале» выглядит фантазией в контексте советской Латвии 1970-х годов, хотя на самом деле картина была вдохновлена ​​черно-белой фотографией, сделанной на свадьбе Левы и Имантаса Ланцманиса во дворце Рундале, где гости были одеты в костюмы рококо. Художник и историк искусства Ланцманис (1941) учился у Табаки в Латвийской художественной академии, он также изображен в «Групповом портрете молодых художников» (1969). С конца 1960-х годов Ланцманис работал в Рундальском дворце, с 1976 по 2019 год. был директором музея. Рундальский дворец был построен в 1736-1768 годах, как летняя резиденция Эрнста Иоганна фон Бирона, герцога Курляндского. «Свадьба в Рундале» — одна из самых известных работ Табаки, она сочетает в себе важнейшие черты ее творчества. Картина художницы обычно вдохновлена ​​реальными событиями, но подчеркнута и перенаправлена ​​таким образом, что она мистична и многослойна. реальность изображений становится привлекательнее повседневной жизни.
Фрагмент картины
Фрагмент картины
.
Фрагмент картины
Фрагмент картины
.
Майя Табака (род.1939)
Майя Табака (род.1939)
"Вспоминая дворцы". 1974 г.
Майя Табака (род.1939)
Майя Табака (род.1939)
"Инцидент". 1975 г.
Фрагмент картины
Фрагмент картины
.
Фрагмент картины
Фрагмент картины
.
Майя Табака (род.1939)
Майя Табака (род.1939)
"Джунгли.( Западный Берлин. Цикл 1)". 1977 г. В 1973 году Табака познакомилась с латвийским художником Валдисом Аболинисом (1939–1984), жившим в Западном Берлине. Познакомившись с художественной жизнью Советской Латвии, он организовал в Дюссельдорфе выставку «20 реалистов Советской Латвии». Художник участвовал в деятельности западногерманского левого авангарда, а с 1975 года работал во влиятельном Новом обществе по изобразительному искусству в Берлине. С его помощью Табака получила стипендию Немецкой службы академических обменов и стал первым художником из Советского Союза, проживающим в Доме художников Бетани, расположенному в Западном Берлине. «Джунгли» — первая картина серии «Западный Берлин» Табаки, вдохновленная посещением легендарного одноименного ночного клуба и его атмосферой, которая, помимо всего прочего, была создана и использована там различными запрещенными психоактивными веществами.
Фрагмент картины
Фрагмент картины
.
Фрагмент картины
Фрагмент картины
.
Майя Табака (род.1939)
Майя Табака (род.1939)
"Александра Колонтай в Мексике, 1926". 1973 г. Исключенная из Академии художеств, Табака некоторое время жила в Юрмале с родителями, сдававшими летом комнаты отдыхающим. В 1962 году с ними провел лето бывший министр иностранных дел Максим Ливинов с дочерью и подругой семьи Эми Лоренсон, бывшей секретарем у Александры Колонтай. Табака подружилась с Лоренсон, ее вдохновило написать портрет Колонтай, хотя художница поначалу и не собиралась этого делать. Вскоре по приглашению Лоренсон художница отправилась в Москву, где провела пять месяцев, изучая и копируя произведения искусства в музеях, особенно углубилась в твочество Герарда тер Борха. Десять лет спустя Табака нарисовала большую картину. формат цикла произведений, ознаменовавший поворот в новом направлении, среди произведений цикла был еще портрет Колонтая. Колонтай — политик, революционерка, дипломат и теоретик марксизма, одна из самых влиятельных женщин Коммунистической (большевистской) партии, первый министр и первый дипломат. На картине Александра изображена в образе советского посла в Мексике (1926-1927). Картина создает впечатление сюрреалистического кинокадра, в ней использована техника «картинка в картинке». Второй план композиции напоминает произведения Табаки того же периода, в которых она обыгрывала национальные темы.
Выставка
Выставка "Три прибалтийские художницы".
.
Майя Табака (род.1939)
Майя Табака (род.1939)
"Баскетбол. ТТТ". 1980 г.
Майя Табака (род.1939)
Майя Табака (род.1939)
"Витаутс дома". 1973 г.
Фрагмент картины
Фрагмент картины
.
Майя Табака (род.1939)
Майя Табака (род.1939)
"Женщины". 1974 г.
Фрагмент картины
Фрагмент картины
.
Фрагмент картины
Фрагмент картины
.
Фрагмент картины
Фрагмент картины
.
Майя Табака (род.1939)
Майя Табака (род.1939)
"Без названия". 1985 г.
Майя Табака (род.1939)
Майя Табака (род.1939)
"Вдова". 1988 г.
Фрагмент картины
Фрагмент картины
.
Выставка
Выставка "Три прибалтийские художницы".
.
Майя Табака (род.1939)
Майя Табака (род.1939)
"Групповой портрет молодых художников". 1969 г. Отношения Табаки с Латвийской академией художеств были сложными. Она начала учиться в 1957 году, но была исключена из академии в 1961 году. Официальная причина в том, что картина «Едоки ананасов» (1961) была провокационной и по форме, и по содержанию, закусочного профессора, вероятно, не меньше беспокоило бунтарское поведение Табаки. Отстраненная от учебы, она продолжала рисовать, примкнув к «французской группе», который объединил молодых латвийских художников. Они черпали вдохновение в работах Поля Сезанна и других постимпрессионистов. экспонировалась в Москве, на Французской национальной выставке. Через четыре года Табака возобновила учебу и в 1969 году окончила академию. В дипломной работе «Групповой портрет молодых художников» изображена сама художница и ее сокурсники: Бруно Васиевскис, Юрис Пуданс, Янис Криевс, Лева Шмите, Имантс Ланцманис. Серьезные и статичные фигуры написаны, как отдельные композиционные элементы слегка обобщенных форм. На заднем плане на мольберте - собственная картина Табаки "Древние корабли".
Фрагмент картины
Фрагмент картины
.
Майя Табака (род.1939)
Майя Табака (род.1939)
"Искусствовед Вольф Востелл с семьей (Западноберлинский цикл 4)". 1978 г. В 1977 году, получив немецкую стипендию по академическому обмену, Табака уехала на год в Берлин. Это была необыкновенная возможность для художника из Советского Союза – тот факт, что Табака был выпущен за границу, должен был показать либеральность советской власти. На четырех из шести картин цикла «Западный Берлин» изображены люди, с которыми Табака познакомилась в Берлине, в том числе славистка и куратор Кристиана Бауэрмейстер (Тина, 1977), которая помогла ей обосноваться в Берлине, латвийская художница Аболини (1978), жившая в Германии, которая помогла ей получить стипендию, а Вольф Фостелл и его семья (1932-1998) был художником движения Флюксус, известным своими хеппенингами, деколлажами и скульптурами из предметов повседневного обихода. Как и большинство художников-авангардистов того времени, он принадлежал к левым и надеялся, что Табака представит свое искусство в Советском Союзе.
Фрагмент картины
Фрагмент картины
.
Фрагмент картины
Фрагмент картины
.
Майя Табака (род.1939)
Майя Табака (род.1939)
"Портрет семьи Эйхманн". 1973 г.
Фрагмент картины
Фрагмент картины
.
Майя Табака (род.1939)
Майя Табака (род.1939)
"Франческа с ребенком". 1983 г.
Фрагмент картины
Фрагмент картины
.
Майя Табака (род.1939)
Майя Табака (род.1939)
"Автопортрет". 1981 г.
Малле Лейс (1940 - 2017)
Малле Лейс (1940 - 2017)
"Три ящичка". 1967 г.
Малле Лейс (1940 - 2017)
Малле Лейс (1940 - 2017)
"Экспозиция с автопортретом". 1968 г.
Малле Лейс (1940 - 2017)
Малле Лейс (1940 - 2017)
"Молодые люди". 1969 г.
Малле Лейс (1940 - 2017)
Малле Лейс (1940 - 2017)
"Прогулка в Лянемаа". 1982 г.
Малле Лейс (1940 - 2017)
Малле Лейс (1940 - 2017)
"Керамист Ирья Кендлер". 1982 г.
Фрагмент картины
Фрагмент картины
.
Малле Лейс (1940 - 2017)
Малле Лейс (1940 - 2017)
"Двойной портрет человека и собаки". 1983 г.
Фрагмент картины
Фрагмент картины
.
Малле Лейс (1940 - 2017)
Малле Лейс (1940 - 2017)
"Дошади". 1975 г.
Малле Лейс (1940 - 2017)
Малле Лейс (1940 - 2017)
"Осенний цикл 1". 1975 г.
Малле Лейс (1940 - 2017)
Малле Лейс (1940 - 2017)
Помимо композиций с растениями и цветами, самой известной частью творчества Лейса являются женские портреты. Она создавала портреты и обобщенные образы своих друзей и коллег, зачастую из мира искусства и культуры, образом которых могла быть как она сама, так и женщины, окружавшие и вдохновлявшие ее. В автопортретах конца 1970-х годов лицо или профиль художницы изображены как часть геометрической структуры, тогда как в ее более поздних работах пространство трактуется принципиально по-иному. Эти портреты напоминают натюрморты в космосе, где растения, фрукты и овощи или атрибуты, характеризующие профессию модели (например, занавес на портрете актрисы Керсти Крейсманн, 1978 год; чашки на портрете керамиста Ирьи Кендлер , 1982) парят в воздухе. Иногда в эти композиции можно увидеть небольшие изображения (например, в картине «Двойной портрет мужчины и собаки», 1983; семейные портреты на кружках Ирьи Кендлер, изображения детей в автопортрете Лейса, 1972) — они меняют восприятие перспективы и пространства картины. Многие картины также создают впечатление движения: главные герои как будто поворачиваются или куда-то идут, выходят из кадра или скатываются за край.
Малле Лейс (1940 - 2017)
Малле Лейс (1940 - 2017)
"Молодые садоводы". 1968 г.
Малле Лейс (1940 - 2017)
Малле Лейс (1940 - 2017)
"Вечерний свет( Автопортрет)". 1972 г.
Малле Лейс (1940 - 2017)
Малле Лейс (1940 - 2017)
"Цветы и рука". 1968 г.
Малле Лейс (1940 - 2017)
Малле Лейс (1940 - 2017)
"Мильви". 1977 г.
Малле Лейс (1940 - 2017)
Малле Лейс (1940 - 2017)
"Человек у моря". 1968 - 1972 г.
Малле Лейс (1940 - 2017)
Малле Лейс (1940 - 2017)
"Сандра и замок Тарасконы". 1983 г. Выезды за границу, особенно на Запад, в Советском Союзе были редкостью и были доступны лишь привилегированной горстке общества. Каждые три года художники могли подать заявку на участие в турне с профсоюзной группой. Лейс удалось попасть в путешествие во Францию, в ходе которого предстояло посетить замок Тараскон. Безопасность Советского Союза не сводила глаз с художников, особенно тех, кто общался с российским андеграундным художественным кругом. Этими кругами интересовались некоторые американские галеристы и критики, а в условиях Холодной войны поддержка советских диссидентов была инструментом западной политики. Возможно, из-за ее связей с российским подпольем и западными гостями, накануне отъезда Лейс позвонили и сообщили, что ей запрещен выезд во Францию. Творческое наследие Лейс включает несколько семейных портретов – дочери Сандры, сына Хенрика и мужа Виллу Йыгева. «Замок Сандра и Тараскон» напоминает о запретном путешествии, а дочь художницы, как и другие ее персонажи 1970-х и 1980-х годов, изображена в космическом пространстве с обилием растений, цветов и маленьких образов, возникающих из памяти или воображения.

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ C картой All Airlines от Т-Банка получайте бонусы от покупки авиабилетов.

Комментарии к альбому