Джузеппе Де Ниттис (1846 - 1884)
"На скачках в Отейле". 1883 г. Портретная живопись Де Ниттиса следовала двум принципам: с одной стороны, изображение известных женщин и мужчин, друзей и коллег, что было очень популярно в то время. Мы думаем здесь о его прекрасных портретах актрисы Сары Бернар, банкира Кэй Ноулз, маркизы Конфалоне или Мане. Но портрет, который предпочитает Джузеппе, — это изображение современной, элегантной, порой эксцентричной, мирской и отстраненной женщины, столь типичной для женского стереотипа Прекрасной эпохи. Как подчеркивается в статье того времени:
«В этих произведениях нашли свое отражение модные дамы и господа, богатые буржуа: они увидели те же ткани, которые были на них одеты, ковры, которые были у них дома, роскошь, в которой они жили, а затем атласные туфли, белые руки, голые руки, маленькие ножки, красивые головки. Это было их апофеозом», настолько, что их работы кажутся «продолжением витрин на улице Лаффит».
Его любимой моделью, чтобы обуздать свою ревность, безусловно, является его жена Леонтина, которая часто и охотно позировала Джузеппе.
Джузеппе Де Ниттис (1846 -1884) — единственный итальянец, принимавший участие в первой выставке импрессионистов в ателье Надара. Его называли «живописцем элегантной жизни» — за любовь к изображению жизни высшего света.
Джузеппе родился в итальянском городке Барлетта в семье обеспеченных землевладельцев. В результате несчастного случае в 14 лет он остался сиротой и вместе со старшим братом перебрался в Неаполь. В следующем году де Ниттис поступил в Королевский институт изящных искусств, там и познакомился с представителями школы маккьяйоли.
Вместе с Адриано Чечони и Доменико Морелли участвовал в становлении так называемой Школы Резина — содружества неаполитанских художников, разделявших взгляды объединения «маккьяйоли».
В Париж художник впервые приехал в 1867 году, решив продолжать обучение там. Он поступил в парижскую Школу изящных искусств на курс к Жерому. Через два года де Ниттис представил свои работы уже на парижском Салоне.
Там его заметил Арт-галерист Адольф Гупиль, которому приглянулась манера и характер работ-Де Ниттиса, и художник обязался писать «на популярные и доходные сюжеты» за приличные деньги. Когда закончился этот контракт, Де Ниттису снова улыбнулась удача. Посетивший первую выставку импрессионистов английский банкир Кей Ноулз положил глаз на работы итальянца и пригласил его в Лондон. Британцы окрестили Де Ниттиса «художником парижанок». А сам художник понял, что нашел свой стиль — и это импрессионизм.
Первая персональная выставка художника во Франции с большим успехом состоялась в редакции журнала La Vie Moderne. Постоянным местом жительства стал для него Париж. Иногда уезжал из него, особенно выделяя для путешествий родную Италию и туманный Лондон. «Именно Парижу я обязан своей репутацией», — пытался объяснять Де Ниттис. Впрочем, скорее всего, он к тому же просто любил этот город. Доходы его позволяли поселиться в любом месте, но он неизменно выбирал Париж. Франция оценила его любовь по достоинству, в 1878 году он был удостоен ордена Почетного легиона.
Джузеппе де Ниттис прожил недолгую жизнь, в 38 лет он скончался от инсульта. Согласно завещанию, его вдова передала немалую часть картин мужа на его малую родину, в город Барлетта. Здесь то мы и очутились в сентябре прошлого года. Это было одной из целей моего путешествия. В Барлетте начиналось наше путешествие, здесь же и закончу цикл материалов о Южной Италии.