Турист Андрей (Ciriulic)
Андрей — был сегодня 9:47
...
Фотоальбом

Чужие, ставшие своими...

На выставке, посвященной 700-летию столицы, Вильнюсская картинная галерея приглашает взглянуть на экспонаты, как на культурный ключ, открывший земли Великого княжества Литовского. Ремесленники и творцы других стран, а именно иммигранты из Италии, Франции, Германии и других стран более или менее способствовали формированию литовской культуры.

Более 130 экспонатов проведут зрителя через шестнадцатые — девятнадцатые века, знакомя с именами и заслугами работавших здесь иностранцев.

На протяжении многих веков Вильнюс гостеприимно доверял талантливым, свободным, приверженным новым идеям людям из других стран. Пробыв здесь недолго или прижившись надолго, они стали неотъемлемой частью нашей культуры, которые создали неповторимое лицо долговечного, многогранного города, где всегда будут рады талантливым и прогрессивным творцам!..

Тит Ливий Буратини (1617 - 1681)
Тит Ливий Буратини (1617 - 1681)
Вильнюсский монетный двор. Монета ВКЛ. Ян Казимир Ваза (1609-1672). Шиллинг. Тит Ливий Буратини (1617 в Агорде — 1681 в Вильнюсе) — итальянский инженер, учёный, математик, египтолог, изобретатель, заслуживший титул Леонардо да Винчи Севера. Буратини учился в Падуе и Венеции. В 1639 году изучал пирамиды Гизы в Египте вместе с английским математиком Джоном Гривзом (1602-1652). В 1641 году правитель Владислав Ваза (1595-1648) пригласил его в Польшу. В 1647 году Буратини создал в Варшаве модель летательного аппарата и назвал ее летающим драконом. В 1648 году инженер успешно поднял кота. В 1665 году Буратини переехал в Вильнюс, где возглавил Виленский монетный двор. Научные заслуги Буратини чрезвычайно многочисленны: он изучал планету Венера и определял неровности поверхности, создавал окуляры для микроскопов и телескопов, построил ветряной водяной насос, создал счетную машину, которую подарил великому герцогу Тосканы Фердинанду II де Медичи (1610-1670).
Тит Ливий Буратини (1617 - 1681)
Тит Ливий Буратини (1617 - 1681)
Виленский монетный двор. Монета ВКЛ. Ян Казимир Ваза (1609-1672). Шиллинг. 1966 г. В первой части выставки посетим и познакомимся с работавшими в городе иностранными художниками, в основном приглашенными имением правителя и его окружением, отличившимися в области ювелирного дела, архитектуры, живописи и скульптуры. В 16-ом все Виленские ювелиры разделились на две группы. Первую составляли мастера, принадлежавшие мастерской, а вторую - мастера, работавшие в имении правителя. Большинство из них были новичками, часто итальянскими мастерами. Они работали и жили в усадебной среде, имели больше привилегий, поддерживали тесные связи с дворянами.
Неизвестный автор по Джованни Мария Падовано. 1532 г.
Неизвестный автор по Джованни Мария Падовано. 1532 г.
"Медаль Польского короля и и ВКЛ Сигизмунда Августа (1520 - 1572). Значительное количество ювелиров работало на Вильнюсском монетном дворе, действующем с XV века и до конца 1666 г. Во время правления Сигизмунда Августа (1544-1572) Виленский монетный двор стал важным центром чеканки монет не только в Великом княжестве Литовском, но и в Царстве Польском. Здесь работали самые известные вильнюсские ювелиры и медалисты, среди которых также преобладали иностранцы. Но не только ювелиры приезжали из далеких стран. Правители, демонстрировавшие исключительный статус произведений искусства, нанимали иностранцев различных специальностей, отличавшихся от местных творцов новаторскими приемами и художественным стилем. Закономерно, что особенно они усилились в Вильнюсе после того, как на государственный трон сели итальянка Бона Сфорца (1494-1557) и венгр Стефан Батор (1533-1586). Местная аристократия того времени неизбежно следовала примеру королевского двора, также спеша использовать таланты иностранных художников. Хотя из-за сурового климата, политических обстоятельств или других причин в XVI-XVII вв. иностранные мастера и художники оставались в Вильнюсе недолго, однако следы их творчества были и остаются ясными: от медалей правителей, отчеканенных на Вильнюсском монетном дворе, до картин и архитектурных памятников, сформировавших контуры старого Вильнюса. Лицо, сохранившееся на протяжении веков.
Джованни Мария Падовано (1493 - 1574)
Джованни Мария Падовано (1493 - 1574)
"Медаль Боны Сфорца". 1532 г. Итальянский скульптор. В 1507 году он учился в мастерской скульптора Джованни Минелло (1440-1528) в Падуе. Ему приписываются рельефы и скульптуры нескольких венецианских церквей. Около 1530 года художник приехал в Польшу, а затем посетил Литву.Здесь он отличился, как создатель надгробий. Падовано популяризировал в нашей стране тип скульптуры, типичной для итальянской традиции, где умерший изображается отдыхающим и свободно лежащим на саркофаге. По заказу Боны Сфорца скульптор создал несколько памятников. Он также создал медали, наиболее известными из которых являются портретные медали Сигизмунда I Старого, Боны Сфорца, Сигизмунда II Августа в детстве и Изабеллы Ягеллон (1532 г.).
Неизвестный автор. Копия.
Неизвестный автор. Копия.
Медаль Сигизмунда Августа (1520 - 1572). Копия 16 века. Стивен Корнелис ван Хервейкс (около 1530 г. в Утрехте - около 1565 г. в Лондоне) - медалист, скульптор, ювелир, ювелир голландского происхождения. Считается, что в 1557 году изучал ремесло медалиста в Риме у Александра Чезати. В 1558 году стал членом Св. Гильдии Люка в Антверпене. Вероятно, из-за религиозных преследований, поскольку он был протестантом, в 1661 году уехал жить в ВКЛ, где работал в имении Сигизмунда Августа (1520-572) в Вильнюсе. В 1562 году посетил Англию, в имении Елизаветы I (1533-1603) где остался жить в Лондоне и умер там же. Творческое наследие Ван Хервейка чрезвычайно богато. К числу лучших его работ относятся портретные медали, созданные по мотивам портретов Луки Кранаха Младшего, написанных около 1553-1555 годов. Это портретные медали Сигизмунда Августа (1561 г.), его жены Котрины (1561 г.), Сигизмунда Старшего, Боны Сфорца, сестер Сигизмунда Августа Изабелы и Анны, медаль Сигизмунда Августа в память о военном походе на Украину (1562 г.), самая ранняя известная медаль с изображением Елизаветы I (около 1564 г.) и др. Ван Хервейк создавал не только портреты дворян. Живя в Утрехте, он изображал горожан на медалях. В Англии он вообще был одним из пионеров медалей в портретном жанре. Его творчество находится под сильным влиянием искусства голландского Возрождения, т.е. то есть представлять-
Джованни Де Монте (ок. 1525-1530, Крема - 1585-1590, Милан)
Джованни Де Монте (ок. 1525-1530, Крема - 1585-1590, Милан)
"Портрет виленского епископа герцога Павла Гольшаньского (ок. 1490-1555) (?) или Виленского епископа Валериана Протасевича (1504/1505-1579) (?)". Итальянский живописец, ученик Креме, у Аврелия Буса. В шестнадцатом веке работал у Габсбургов в Чехии. Работал художником в поместье Сигизмунда Августа. Считается, что он вместе с другими художниками украсил восстановленные Вильнюсский собор и дворец Нижнего замка. Позже, получив письменное разрешение Сигизмунда Августа, в котором правитель восхваляет художника за его чудесные картины, де Монте вернулся в родную Италию. в 1557 году посетил Тоскану и Рим. Работал в Милане. В 1556-1564 гг. с перерывами работал в Вене, в имении Фердинанда I. В 1583 году поселился в Милане из-за слабого здоровья. Его творческое наследие включает витражи для Миланского собора (1567), алтарный образ «Распятие» в Соборной церкви Беллинконы (около 1568), украшение органной двери базилики Святого Назара.Стиль живописи Де Монте был под влиянием венецианской школы.
Неизвестный автор.
Неизвестный автор. " Бона Сфорца, королева Польши и великая княгиня Литовская (1494-1557)". 16-ый век, первая половина (?). Бумага, гравюра на дереве.
На гравюре изображена королева Польши и великая княгиня Литовская Бона Сфорца, происходящая из рода итальянских герцогов Сфорца. Став второй женой правителя Сигизмунда Старого (1467-1548), Бона Сфорца вскоре стала одной из самых влиятельных фигур в политической, общественной и культурной жизни страны. Благодаря ей, в этот регион приехали высококвалифицированные итальянские музыканты, художники, скульпторы и архитекторы. Одним из самых известных проектов Боны Сфорца стала реконструкция Дворца правителей в Вильнюсе, в ходе которой был разбит дворцовый сад в итальянском стиле. Поместье Боны Сфорца также познакомило жителей Королевства Польского и ВКЛ с итальянской модой и экзотическими вкусами на кухне: в рецептах дворянских поместий появились оливковое масло, шпинат, цветная капуста, мускатный орех и травы, характерные для средиземноморской кухни. Хотя заслуги знаменитой итальянки неоспоримы, со временем ее популярность и влияние в Царстве Польском и ВКЛ пошли на убыль, так что наконец в 1556 году она вернулась жить в свою родную Италию, где и умерла год спустя.
АДОЛЬФ ЛАФОСС  (1810, Париж - 1879, Париж)  АШИЛЛ ЖАК-ЖАН-МАРИ ДЕВЕРИА  (1800, Париж -1857, Париж)  ЯН КАЗИМЕР ВИЛЧИНСКИЙ  (1806, Ясонис - 1885, Вильнюс)
АДОЛЬФ ЛАФОСС (1810, Париж - 1879, Париж) АШИЛЛ ЖАК-ЖАН-МАРИ ДЕВЕРИА (1800, Париж -1857, Париж) ЯН КАЗИМЕР ВИЛЧИНСКИЙ (1806, Ясонис - 1885, Вильнюс)
"Король Польши и великий князь Литовский Стефан Баторий (1533-1586)". 1856 г. Стефан Баторий, король Польши и великий князь Литовский (1533 в Венгерском королевстве - 1586 в Гардине) родился в трансильванской дворянской семье. В 1571 году стала провинцией Трансильвания. В 1576 году женился на Анне Ягайло (1523–1596) и был коронован королем Польши и великим князем литовским. В 1579 году помог реорганизовать Вильнюсский иезуитский колледж и обеспечил его университетское звание. Вильнюсский университет стал образовательным цетром, способствовал повышению грамотности государства, привлекал иностранных студентов, распространяют науку и культуру. Оказавшись на троне , этот правитель не отрекся от венгерских традиций и одежды, он подчеркнуто гордился своим происхождением. Он отличался еще и тем, что не считал польских дворян выше литовских дворян и был терпим к иностранцам. Во время его правления Вильнюс превратился в город ремесел и торговли, привлекающий венгерских, татарских, румынских и других иностранных купцов и мастеров различных областей.
Питер Данкертс Де Рей (1605 - 1661)
Питер Данкертс Де Рей (1605 - 1661)
"Король Швеции Иоганн III (1537 - 1592). 17 век. Питер Данкертс де Рей — голландский художник и архитектор в стиле барокко из семьи художников, который, как полагают, усовершенствовал свое мастерство в Италии. Уже известный и почитаемый в Европе художник приехал после 1630 года. В 1635-1637 гг. работал в имении Владислава Ваза (1595-1648). Жил в Варшаве, Гданьске, Вильнюсе, писал портреты представителей царской семьи, дворянства. Данкертс де Рей написал Владислава Ваза, его первую жену Сесилию Ренату (1611-1644) и вторую жену, француженку Марию Людвик Гонзага (1611-1667), а также короля Швеции Иоганна III (1537-1592), польского и литовского. По легенде, он умер в 1661 году. В Руднинском лесу под Вильнюсом на него напали и смертельно ранили придорожные грабители, опознать которых помогли рисунки умирающего художника. Другая версия – около 1648 года. Петер Данкертс де Рей отправился в Стокгольм, чтобы работать у королевы Швеции Кристины, потомка династии Васа. В 1659 году вернулся в Амстердам, где умер год спустя.
Питер Данкертс Де Рей (1605 - 1661)
Питер Данкертс Де Рей (1605 - 1661)
"Портрет князя Иоганна II Казимира Васы (1609 - 1672)".
Юзеф Озембловский (1805 - 1878)
Юзеф Озембловский (1805 - 1878)
"Вильнюсский Кафедральный собор. Интереьер Часовни св. Казимира". Середина 19 века.
ИСИДОР ЛОРАН ДЕРУА (1797, Париж - 1886, Париж)  ФРЭНСИС ГРЕНЬЕ  (1793-1867), ЯН КАЗИМЕР ВИЛЬЧИНСКИЙ (1806, Ясонис - 1885, Вильнюс)
ИСИДОР ЛОРАН ДЕРУА (1797, Париж - 1886, Париж) ФРЭНСИС ГРЕНЬЕ (1793-1867), ЯН КАЗИМЕР ВИЛЬЧИНСКИЙ (1806, Ясонис - 1885, Вильнюс)
"Чудо воскрешения мертвой девушки у гроба святого Казимира". 1848 г. По фреске Микеланджело Паллони (1642-1711) в часовне Святого Казимира Вильнюсского собора, написанной в 1692 году. Автор фресок часовни Казимира — итальянский художник Микеланджело Паллони (1642, близ Флоренции — около 1711/13 в Венгрии (?). До прихода в ВКЛ он учился и работал во Флоренции, сотрудничая с Гобеленовой мануфактурой Медичи. Затем его пригласила семья канцлера ВКЛ Кшиштофа Зигмунта Паца (1621-1684) украсить монастырский комплекс Пажайслис – написать фрески и картины. После смерти Паца и прекращения работы в Пажайслисе он работал в Вильнюсе – оформлял церковь Св. Часовня Казимира, некоторые залы представительного Антакальнисского дворца Казимира Яна Сапеги (около 1642-1720 гг.).
Микеланджело Паллони (1642 - 1711)
Микеланджело Паллони (1642 - 1711)
Фрагмент интерьера часовни Св. Казимира с подвесками купола, написанными Микеланджело Паллони (1642 - ок. 1711/13), изображающими сцены из жизни Св. Казимира («Песнь Св. Казимира Пресвятой Деве Марии» и «Св. Казимир, ведомый на небеса»; ок. 1692). Стиль живописи Паллони индивидуален, с ярко выраженными чертами флорентийской и других итальянских школ. Для большинства произведений характерны фигуры с вытянутыми пропорциями и виртуозно выполненной драпировкой. Ему нравились эффектные сценографические композиции с архитектурными элементами в сценах.
ИСИДОР ЛОРАН ДЕРУА (1797, Париж - 1886, Париж)  ФРЭНСИС ГРЕНЬЕ  (1793-1867), ЯН КАЗИМЕР ВИЛЬЧИНСКИЙ (1806, Ясонис - 1885, Вильнюс)
ИСИДОР ЛОРАН ДЕРУА (1797, Париж - 1886, Париж) ФРЭНСИС ГРЕНЬЕ (1793-1867), ЯН КАЗИМЕР ВИЛЬЧИНСКИЙ (1806, Ясонис - 1885, Вильнюс)
"Открытие гроба святого Казимира". 1848 г. По фреске Микеланджело Паллони (1642-1711) в часовне Святого Казимира Вильнюсского собора, написанной в 1692 году.
КАРОЛ РЫПИНСКИЙ  (1809, деревня Аженай - 1892, Вильнюс)  ИППОЛИТ АЛЕКСАНДР  ЖЮЛЬЕН МУЛЕН  (1832, Париж - 1884, Шарантон-ле-Пон)  ЯН КАЗИМЕР ВИЛЧИНСКИЙ  (1806, Ясонис - 1885, Вильнюс)
КАРОЛ РЫПИНСКИЙ (1809, деревня Аженай - 1892, Вильнюс) ИППОЛИТ АЛЕКСАНДР ЖЮЛЬЕН МУЛЕН (1832, Париж - 1884, Шарантон-ле-Пон) ЯН КАЗИМЕР ВИЛЧИНСКИЙ (1806, Ясонис - 1885, Вильнюс)
Надгробие виленскому епископу Ежи Тышкевичу (1596-1656) в Вильнюсском соборе, созданное скульптором Джованни Франческо Росси. 17 век. Скульптор из Тосканы. До своего приезда он создавал скульптуры в римских церквях из лепнины и мрамора. В 1651- 1653 гг. работал в имении Яна Казимира Ваза (1609-1672). Создал бюсты правителя и его жены Марии Людвики Гонзаги (1611-1667) (Дротнингхольмский национальный музей в Швеции). Ему приписывают поформление произведений из мрамора в Св. Михайловской церкви в Вильнюсе.
Иоганн Шреттер (1641 - 1685)
Иоганн Шреттер (1641 - 1685)
"Николай Ступский, суфражистский епископ Виленский от Белорусской области (ок. 1616-1693)". 17 век.
Авраам ван Вестервельт (1620 - 1692)
Авраам ван Вестервельт (1620 - 1692)
"Пейзаж с руинами и обелиском". 1650 г. Художник Вестервельт, впервые приехавший из Голландии, упоминается в 1647 году, когда он отправился в Валахию, где написал портрет Василияса Лупу (1595-1661), отца второй жены Йонуша Радвилы (1579-1620). ), Мария Лупу (1625-1660), авторство которой приписывают художнику. Ви1651-1653 гг. художник работал у тогдашнего виленского воеводы Йонуша Радвилы, которого сопровождал во время боев с казаками. Считается, что картина «Пейзаж с руинами и обелиском» была написана художником во время посещения Вильнюса с герцогом Радвилой.В ВКЛ Вестервельт задержался недолго — уже в 1654 году он упоминается среди художников Роттердама.
Исидор Лоран Деруа (1797 - 1886); Василий Садовников (1800 - 1879);
Исидор Лоран Деруа (1797 - 1886); Василий Садовников (1800 - 1879);
Интерьер Вильнюсской церкви Спаса (также известной, как Вильнюсская церковь Господа Иисуса или Вильнюсская Троицкая церковь) в Антакальнисе. 1847 г.
Марцелий Янушевич (1806 - 1859)
Марцелий Янушевич (1806 - 1859)
"Церковь Спасителя в Вильнюсе". 1848 г. Итальянский скульптор и архитектор Джованни Пьетро Перти (1648-1714) Он получил орден от великого гетмана Великого княжества Литовского Виленского воеводства и покровителя Казимира Яна Сапеги (около 1642-1720). Художник готовил проект Спасской церкви, руководил строительными работами. Оригинальная архитектура церкви с центральным купольным планом была вдохновлена ​​образцами римского зрелого барокко. Итальянец, продолжая традиции мастеров родной земли, украсил интерьер церкви пластической лепниной утонченных форм. Церковь была освящена в 1716 году.
Неизвестный художник
Неизвестный художник
"Казимеж Ян Павел Сапега (1642 - 1720)". Около 1700 г.
Ян Шольм (1793 - 1832) По рисунку, созданному Пьетро Росси (1761, в Риме – 1831).
Ян Шольм (1793 - 1832) По рисунку, созданному Пьетро Росси (1761, в Риме – 1831).
"Дворец Сапеги". 1819 г. В конце XIX века в Антакальнисе были построены представительные дома и летняя резиденция Казимежа Яна Сапеги, великого гетмана ВКЛ и Виленского воеводства (ок. 1642-1720). Это единственный сохранившийся на территории Литвы ансамбль дворцов и парка в сельской местности, напоминающий нам времена барокко. Резиденция строилась с королевским стремлением быть равной правителю Республики обоих народов Яну Собескому (1629-1696), поэтому над архитектурным проектом дворца работали самые видные и талантливые итальянские мастера в Вильнюсе, украшавшие его внешнее и внутреннее пространство. Это дворцовый архитектор Джамбаттиста Фредиани (род. не ранее 1627 г.), скульптор Джовани Пьетро Перти (1648-1714) и художник по интерьерным фрескам Микеланджело Паллони (1642-1711). Украшенные дворцовые фасады и внутренние помещения Перти отличались обильной символикой. Бюсты предков рода Сапег, гроздья фруктов, маски, военные и другие элементы, вылепленные из лепнины, отражали римское происхождение Сапеги, династические цели, ознаменовали военные победы и процветание возрождающейся после войн страны. Хотя подлинный внутренний декор сохранился лишь фрагментарно и понять концепцию его общего убранства сложно, можно предположить, что стены были расписаны искусно, точность и цвета рисунка поражали воображение.
Неизвестный художник. 19 век.
Неизвестный художник. 19 век.
"Интерьер Вильнюсской церкви Святых Петра и Павла". 1901 г.
Канут Русецкий (1800-1860).
Канут Русецкий (1800-1860).
"Костел св. Петра и Павла". 19 век. На картине Канута Русецкого изображен костел св. Петра и Павла в Антакальнисе, построенный в 1668-1675 годах по инициативе и усилиям гетмана Великого Княжества Литовского виленского воеводы Михала Казимира Паца (1624-1682) и Ордена Латеранских каноников. Один из высочайших художественных и культурных ценностей памятников зрелого барокко был построен и создан целой группой итальянских мастеров. Архитектурный проект церкви изначально подготовил архитектор Ян Заор (XVII век), приехавший из Кракова, регулярно посещавший и несколько лет живший в Вильнюсе. С 1672 г. строительные работы взял на себя и руководил итальянский архитектор и инженер, работавший в Вильнюсе, Джамбаттиста Фредиани. Интерьер церкви украшали скульптуры из лепнины итальянских скульпторов Джованни Пьетро Перти (1648-1714) и Джованни Марии Галли. Украшение интерьера священных предметов лепниной не было новостью в Республике Двух Народов. Внутренние помещения обычно оформляются лепниной лишь частично, поскольку в северных районах Европы из-за климатических условий техника лепнины не была столь надежной, как в родной Италии скульпторов. М. К. Пац заказал лепнину для украшения всего интерьера церкви. Такие смелые и масштабные строительные проекты лепного декора, как в костеле Петра и Павла ни до, ни после на территории ВКЛ больше не велись. Джованни Мария Галли (кантон Тичино, Швейцария) был формовщиком, который в 1677 году приехал в Вильнюс вместе с другим итальянским скульптором Джованни Пьетро Перти (1648-1714). Украсил лепниной интерьер костела св. Петра и Павла. Он был свидетель бракосочетания его коллеги, мастера Джованни Пьетро Перти с Котриной Магдаленой, дочерью художника интерьеров Пажайслисской церкви Микеланджело Паллони (1642-ок. 1711).
Неизвестный художник
Неизвестный художник
"Стефан Кшиштоф Пац (1587 - 1640)". Вторая половина 17 века.
Неизвестный художник
Неизвестный художник
"Портрет канцлера Великого княжества Литовского Кшиштофа Зигмунта Паца (1621-1684)". Вторая половина 17-го века. Важная фигура в ВКЛ и канцлер, по инициативе которого в Литву был приглашен орден монахов Камальдулов и построены церковь и монастырь Пажайслис. Таким образом, хотя меценатская деятельность Паца не связана с городом Вильнюсом, дворянин здесь важен, как человек, который приглашал для работы в Литве итальянских мастеров высокого уровня.
Ежи Даниэль Шульц (1615 - 1683)
Ежи Даниэль Шульц (1615 - 1683)
"Портрет Клары Изабель де Майи-Ласкарис Пац (1621 - 1684)". 18 век.
ЖАН ЖАК ОТУЭЙТ  (1815 (?) Лондон - 1877)  ЙОНАС КАЗИМИЕРАС ВИЛЧИНСКИС (1806 г. в Ясоню - 1885 г. в Вильнюсе)
ЖАН ЖАК ОТУЭЙТ (1815 (?) Лондон - 1877) ЙОНАС КАЗИМИЕРАС ВИЛЧИНСКИС (1806 г. в Ясоню - 1885 г. в Вильнюсе)
"Улица Аушрос Варту в Вильнюсе". 1862 г.
Гравюра в натуральную величину
Гравюра в натуральную величину
.
Неизвестный художник
Неизвестный художник
Михал Казимеж Пац (1624 - 1682)
Жан Деламарш
Жан Деламарш
"Колокол Ратуши в Мяркине". 1670 г. По заказу Михала Казимеда Паца (1624-1682), гетмана ВКЛ и старейшины Мяркине, французский пушечный и колокольный литейщик Деламарш в своей мастерской в ​​Вильнюсе отлил колокол для Мяркинской ратуши. Колокол был установлен в ратуше, построенной в 16 веке. На противоположных сторонах инструмента отлиты геральдические мотивы, матрицы которых изготовлены искусным мастером: с одной стороны фигура герба Мяркине - единорога, с другой - герб семьи Пац. Жан Деламарш - литейщик пушек и колоколов французского происхождения. С 1662 г. он жил в Литве с перерывами до самой смерти. Работал в арсеналах Богуслава Радвилы (1620-1669), военачальника Великого княжества Литовского и Прусского герцогства, в Биржае и Вильнюсе. У литейщика в Вильнюсе не было недостатка в работе, у него было много заказов на отливку колоколов для восстановленных после войны церквей. Четыре отлитых им колокола и по сей день звонят в звонницах вильнюсских церквей (Св. Петра и Павла, Архикафедрального собора, Св. Иоанна). Колокола в стиле барокко имели даты изготовления, надписи, украшались рельефными растительными мотивами, геральдическими картушами, изображениями святых и поэтому особенно ценились за свою эстетическую красоту. Колокола также отличались мелодичностью и силой.
 Игнациус Эрнест Эггенфельдер (умер в 1772, Вильнюс)
Игнациус Эрнест Эггенфельдер (умер в 1772, Вильнюс)
"Портрет астронома Томаша Жебровского". 1752 г. Силезский художественный рынок начала XVIII века был перенасыщен, поэтому многие мастера из этого региона решили искать счастья за границей. И.Е. Эггенфельдер был одним из них. Он появился в Вильнюсе в середине века и вступил в братство св. Мартина, объединявшее иностранцев. Со временем Эггенфельдер заслужил репутацию человека, заслуживающего доверия, и стал казначеем и секретарем братства. Он был саксонским дворянином. Эггенфельдер был разносторонним творцом: писал религиозные композиции, портреты глубокого психологического характера, создавал праздничные декорации, гравюры на меди, высоко ценился, как специалист по настенной живописи (оформил фасад обсерватории Вильнюсского университета, Лелевелевского и Белого залов). Это отличный пример успешной интеграции иностранца. Его сыновья также работали в Литве: Игнатий Каетан стал ювелиром, а Михаэль Иосафат — художником.
Игнациус Эрнест Эггенфельдер (умер в 1772 году в Вильнюсе)
Игнациус Эрнест Эггенфельдер (умер в 1772 году в Вильнюсе)
"Портрет Эльжбеты Магдалины Пузыниной(урожденной Огиньской)". Вторая половина 18-го века.
Лоренц Виллац
Лоренц Виллац
Кубок работы Лоренца Виллаца с инкрустированной медалью Людвики Каролины Радзивилловны (1667-1695), которую выполнил гданьский мастер Иоганн Хён (1607-1664). Л. Виллац (умер в 1710, Вильнюс) — евангелист-реформатор из города Любека, где он усвоил основы ювелирного ремесла. В Вильнюсе он стал подмастерьем, а с 1668 года работал самостоятельным ювелиром. В 1669 году он стал гражданином. Позже он стал главой гильдии ювелиров, старейшиной. Помимо ювелирного дела, он также работал гравером, создав несколько иллюстраций для вильнюсских изданий, в основном к похоронным проповедям. Известно большое количество его гравированных портретов, имеющих характерный несколько примитивный рисунок и выразительную линию. Л. Виллац создал семью в Вильнюсе, имел шестерых детей, из которых сыновья Лоренц, Андрей, Петер и дочь Адриона пошли по стопам отца. Виллац был одним из самых богатых и влиятельных ювелиров Вильнюса. В мастерской когда-то работало 25 студентов и подмастерьев. У него была хорошая репутация и широкий круг клиентов, среди которых были Радзивиллы. Он работал с серебром и золотом. После его смерти мастерской некоторое время руководила вторая жена Уиллаца, Кристина Беркфельт.
Йохан Шайрер
Йохан Шайрер
"Настольные часы". Первая половина 17 века.
Ганс Классен
Ганс Классен
"Настольные часы". 1638 г.
Неизвестный художник
Неизвестный художник
"Вильнюс. Костелы св. Анны и Бернардинский". Середина 19 века.
Регистр браков немецкой католической конгрегации.
Регистр браков немецкой католической конгрегации.
1666 - 1822 гг.
Печать Вильнюсского братства Святой Анны
Печать Вильнюсского братства Святой Анны
17 век.
Книга учета доходов и расходов Братства Святого Мартина (Немецкого)
Книга учета доходов и расходов Братства Святого Мартина (Немецкого)
1743 - 1780 гг.
Юзеф Хиларий Гловацки (1785 - 1858)
Юзеф Хиларий Гловацки (1785 - 1858)
"Костел св. Анны в Вильнюсе". 1823-1826 гг.
Ян Унгефугт (умер 1744 году в Вильнюсе)
Ян Унгефугт (умер 1744 году в Вильнюсе)
"Св. Ян Непомук и св. Агата". 1739 г.
Ян Унгефугт (умер 1744 году в Вильнюсе)
Ян Унгефугт (умер 1744 году в Вильнюсе)
"Св. Агата". Считается, что Я. Унгефугт научился этому ремеслу у известного мастера Исаака Рижского. Он прибыл в Вильнюс около 1736 года и уже в 1737 году присягнул виленскому городскому магистрату, став гражданином. Вскоре он вступил в Вильнюсскую гильдию плотников-резчиков. Сын Иоганн Кристоф приехал с отцом в Вильнюс и научился ремеслу изготовления органов. Однако сын не остался в столице и вернулся в Прусское королевство.
Ян Унгефугт (умер 1744 году в Вильнюсе)
Ян Унгефугт (умер 1744 году в Вильнюсе)
"Св. Ян Унгефугт". На выставке представлены две скульптуры Я.Унгефугта – «Святой Ян Непомуцкий» и «Святая Агата». Обе скульптуры были созданы для бенедиктинской церкви Святой Екатерины и стояли в нишах притвора. На скульптуре святой Агаты можно увидеть подпись автора и дату «1739». В этих работах отражены характерные черты кёнигсбергской школы резьбы: психологическая экспрессия, индивидуализация фигур, выразительность драпировок, внимание к деталям. Источники свидетельствуют, что в Вильнюсе Я. Унгефугт неоднократно работал со своим соотечественником, органным мастером Герхартом Арентом Зелле (1710-1761), который обучал сына Унгефугта секретам ремесла. Их совместному авторству приписывают работы в церквях Св. Екатерины, Св. Казимира и Святого Духа.
Иоганн Фридрих Шемник
Иоганн Фридрих Шемник
"Реликварий". Около 1724 г.
Наполеон Орда (1807 - 1883)
Наполеон Орда (1807 - 1883)
"Дворец великих князей литовских". (По рисунку 1793 года Пьетро де Росси (1761, Рим - 1831 г.) 1875 г.
Наполеон Орда (1807 - 1883)
Наполеон Орда (1807 - 1883)
"Руины дворца Радзивиллов в Вильнюсе". Конец 19-го века.
Марцелий Янушевич (1806 - 1859)
Марцелий Янушевич (1806 - 1859)
"Вильнюсская ратуша в 1763 году по открытке Пьетро де Росси (1761, Рим - 1831) 1763 года". 1835 г. Пьетро де Росси — архитектор и рисовальщик, родившийся в Риме. Он работал в Вильнюсе с 1785 по 1811 год. В В конце 18 — начале 19 века де Росси был архитектором Литовской губернии. Он подготовил проекты преобразования монастырей Св. Казимира и Игнатия в казармы, реконструкцию Ратуши, создал картографические планы территории Вильнюсского замка и города Вильнюса. Рисовал архитектурные памятники Вильнюса (например, дворец Сапег в Антакальнисе), к сожалению, оригинальные рисунки не сохранились, они известны только по копиям и литографиям Яна Шолмы и Марцелия Янушевича.
Ян Пречтел (1737 - 1799)
Ян Пречтел (1737 - 1799)
"Святой Михаил де Санктис (?) или Портрет Стефана Шеверовича, монаха Виленского тринитарного ордена (?)". 18 век.
Людомир Слендзинский (1889-1980)
Людомир Слендзинский (1889-1980)
"Покровитель Вильнюсского университета герцог Адам Ежи Чарторыйский (1770-1861)". Начало 19 века. Адам Ежи Чарторыйский – один из самых известных членов герцогской семьи Чарторыйских, связывавший свои корни с Домом Гедиминов. Он был влиятельным литовским и польским дворянином сложной судьбы, политиком, просветителем, писателем, историком, масоном и коллекционером. В 1792 году он боролся со сторонниками Тарговицкой конфедерации, поддерживаемой Российской империей. После распада Речи Посполитой он поступил на русскую службу, чтобы спасти родовые имения от экспроприации. Он стал близким другом и советником императора Александра I (1777-1825). В 1804–1806 годах был министром иностранных дел России, с 1805 года – членом Сената и Государственного совета. Он питал надежды на восстановление Речи Посполитой. После восстания 1830–1831 годов, которое он поддержал, Чарторыйский эмигрировал в Париж. Он стал лидером литовской и польской иммигрантской общины. В 1803–1824 годах он покровительствовал реформированному Виленскому императорскому университету и Виленскому учебному округу. Чтобы университет и его общественность не отставали от научных достижений Западной Европы, он пригласил талантливых иностранных ученых и художников, которые внесли значительный вклад в расцвет Вильнюса в начале XIX века, как литовского культурного и образовательного центра.
Казимир Ельски (1782 - 1867)
Казимир Ельски (1782 - 1867)
"Герцог Адам Ежи Чарторыйский (1770-1861)". Начало 19 века.
Изидор Вайс (1774 - 1821)
Изидор Вайс (1774 - 1821)
"Камилл изгоняет галлов из Рима". Начало 19 века. Изидор Вейсс (1774-1821) — гравер, педагог, издатель и первый профессор кафедры гравюры Вильнюсского университета. Он родился в городке Стриньо в Южном Тироле (ныне Италия), учился в Вене, жил и работал в Берлине, владел типографией гравюры на меди. Создавал преимущественно портреты в стиле классицизма, композиции древнегреческих сцен. После открытия в 1805 году в Виленском университете кафедры гравюры (тогда называвшейся Школой гравюры) требовался способный профессор; На эту должность университет пригласил Вайса, недавно приехавшего в Литву из Берлина.
Изидор Вайс (1774 - 1821)
Изидор Вайс (1774 - 1821)
"Император Траян кормит солдат". Начало 19 века. Первый профессор кафедры познакомил студентов с различными техниками гравюры и организовал граверную типографию. Вайс работал в отделе гравюры до 1810 года. Он также основал в Вильнюсе магазин гравюр и картин, участвовал в деятельности масонов. Здесь Вайс создал семью, женившись на сестре литовского скульптора Яна Готлиба Кислинга (1790-1846). Сын Феликс Вайс (1803-после 1864), окончивший Вильнюсский университет, также стал известным местным гравером. Изидор Вайс умер в 1821 году в Вильнюсе и был похоронен на бернардинском кладбище.
Фридрих Леонхард Леманн (1786 - 1836)
Фридрих Леонхард Леманн (1786 - 1836)
""Остробрамская Богоматерь". 1831 г. Фридрих Леонард Леманн (1786, Дармштадт - после 1836, Дюссельдорф (?)) был гравером, педагогом. Учился в Дармштадте, работал в Саксонии, Швейцарии, Франкфурте-на-Майне, Санкт-Петербурге, Франции. Он гравировал портреты в стиле классицизма, исторические сюжеты, иллюстрации к научным трудам, карты. Леман прибыл в Вильнюс в 1818 г. по приглашению своего соотечественника Людвига Генриха Боянуса (1776-1827), профессора ветеринарной медицины Виленского университета; Работа Лемана заключалась в гравировке иллюстраций к работе Боянуса «Анатомия европейской прудовой черепахи» (лат. Anatome testudinis Europaeae) на основе рисунков автора. Вскоре Леманн включился в деятельность виленских масонов.
Фрагмент гравюры ближе
Фрагмент гравюры ближе
В 1822-1828 Леман преподавал в Виленском университете, был заведующим кафедрой гравюры, работал в университетской литографической мастерской. В 1828–1831 г. гравировал карты для школ Виленского учебного округа, а в 1831–1832 гг. преподавал рисование в Виленской гимназии. В 1832 году он уехал в Кенигсбергский университет, где продолжил работу гравером. В 1836 году Леманн работал в Дюссельдорфе.
Андре Ле Брюн (1737 - 1811)
Андре Ле Брюн (1737 - 1811)
"Король Польши и великий князь Литовский Станислав Август Понятовский (1732-1798)." Конец 18 века. Француз фламандского происхождения, скульптор. Родившийся в Париже, он учился в Королевской академии живописи и скульптуры у знаменитого французского скульптора Жана Батиста Пигаля (1714-1785). В 1759–1768 годах учился во Французской академии в Риме, стал членом Академии святого Луки. С 1768 работал в имении Станислава Августа Понятовского, государя Польши и Литвы. Был дворцовым скульптором, руководителем скульптурной мастерской Варшавского замка. Создавал портретные бюсты в стиле классицизма, мифические, аллегорические скульптуры и композиции, рельефы. В 1795–1803 жил и работал в Петербурге. В 1803 году Ле Брюн был назначен профессором кафедры скульптуры основанного в том же году Виленского университета. Скульптор начал свою новые обязанности в 1804 году.
Фридрих Леонхард Леманн (1786 - 1836)
Фридрих Леонхард Леманн (1786 - 1836)
"Ректор Вильнюсского университета Вацлав Пеликан (1790-1873)." 1828 г.
Винцент Смоковски (1797-1876)
Винцент Смоковски (1797-1876)
"Профессор Вильнюсского университета Джозеф Сондерс (1773-1845)". Начало 19 века. Джозеф Сондерс (1773, Лондон — 1845, Кременец) — художник-график, педагог, искусствовед, писатель. Родился в Лондоне, здесь он изучал гравюру. В 1794-1810 годах работал гравером в Эрмитаже в Петербурге. Создавал гравюры, книжные иллюстрации, портреты в стиле классицизма, репродуцировал картины. В 1800 году ему было присвоено звание академика Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств. В том же году он был избран членом Стокгольмской академии изящных искусств. В 1810 году герцог Адам Ежи Чарторыйский (1770-1861), покровитель Виленского университета, пригласил Сондерса в Вильнюс, чтобы занять должность профессора на кафедре гравюры. Его наняли профессором гравюры, английской литературы и истории искусства. Он реформировал образование гравюры, подчеркнул важность рисунка, преподавал общую историю искусств на французском языке, знакомил студентов с английской литературой. Сондерс готовил статьи о литовском искусстве, поощрял его исследования. Он писал стихи на английском языке, участвовал в деятельности масонов. В 1818 году он переехал во Флоренцию из-за проблем со здоровьем. Сондерс прислал в университет гравюры и книги из Италии. В 1838 году вернулся в Вильнюс, позже жил в Одессе, Кременце.
Джозеф Сондерс (1773 - 1845)
Джозеф Сондерс (1773 - 1845)
"Иллюстрация «Спор философов» к титульному листу книги Адама Ежи Чарторыйского (1770-1861) «Мысли о польских сочинениях с примечаниями о способах письма на разные темы»)." 1812 г.
Ян Рустем (1762-1835)
Ян Рустем (1762-1835)
"Портрет Йозеф Франка (1771 - 1842)". 1820 г. Йозеф Франк — врач немецкого происхождения, профессор Вильнюсского университета, писатель и меценат. Он родился в 1771 году в Раштатте в семье Иоганна Петера Франка (1745-1821), известного профессора медицины того времени. Он изучал медицину в университетах Геттингена и Павии, работал в Павии и Вене. В 1804 году по приглашению ректора Виленского университета Иеронима Стройновского (1752-1815) и покровителя университета князя Адама Ежи Чарторыйского (1770-1861) он вместе с женой и отцом приехал в Вильнюс преподавать и поселился в доме по адресу Диджёйи, 1. ул., которую до сих пор часто называют «домом Франка». Франк был заведующим кафедрой патологии медицинского факультета Вильнюсского университета и активно участвовал в повышении уровня медицины города. Здесь в 1805-1809 годах (раньше, чем в остальной Европе) он инициировал создание таких учреждений, как Виленское медицинское общество, амбулаторный пункт, институты вакцинации и родовспоможения. Франк также был практикующим врачом, известным как прекрасный диагност, занимавшийся лечением бедняков. Франк активно участвовал в культурной жизни города. Вместе со своей женой, знаменитой певицей Кристиной Герхарди-Франк (ок. 1780 — после 1847), он организовывал в Вильнюсе пользующиеся огромной популярностью благотворительные концерты и оперные представления, в которых выступали известные европейские исполнители. Франк был профессором в Вильнюсе до 1823 года; позже он жил в Италии, недалеко от озера Комо. Свою жизнь в Вильнюсе он описал в своих воспоминаниях.
Ян Рустем (1762-1835)
Ян Рустем (1762-1835)
"Портрет Кристины Герхарди-Франкене (ок. 1780 – после 1847)." Около 1820 г. Кристина Герхарди – известная венская солистка (сопрано), педагог, филантроп, выходец из семьи моравских производителей хлопка. Она училась пению у самых известных музыкантов того времени, в том числе у композитора Франца Йозефа Гайдна (1732-1809). Ее великолепный голос и сценическая харизма принесли ей раннее признание. В своей оратории «Сотворение мира» Гайдн специально для голоса Герхарди написал партии Левы и архангела Гавриила, которые она исполняла на премьерах в Вене.Певица также выступала с Людвигом ван Бетховеном (1770-1827). В 1798 году она вышла замуж за врача Йозефа Франка и прекратила свою профессиональную карьеру. А 1809 год стал памятным событием в истории виленской музыки. В феврале во впечатляюще декорированном большом зале вильнюсской ратуши было поставлено "Сотворение мира" Гайдна, в котором партии исполняла и Герхарди. "Собралось так много людей, что многим в зале не хватило места" написал Франк в своих мемуарах. По просьбе зрителей спектакль был повторен на следующий день.
Ян Рустем (1762-1835)
Ян Рустем (1762-1835)
"Портрет Антонио Фиорентини (1798-1855)". Начало 19-го века. Антонио Фиорентини был виленским купцом, дворянином и коллекционером итальянского происхождения. Фиорентини из Борго в Венецианской республике приехали в Вильнюс в конце 18 века. Здесь отец Антонио Франций Фиорентини (1759-1813) поступил в купечество и основал торговую фирму. Антонио взял на себя дело родителей и в 1819 году получил дворянство; в 1825 году на углу улиц Диджёи и Шварко он основал галантерейный магазин Фиорентини, который действовал на протяжении всего XIX века и долгие годы жители Вильнюса называли его просто «Магазин Фиорентини». Фиорентини были тесно связаны с Вильнюсским Университетом и в повседневной и культурной жизни. Профессора вероятно, составляли значительную часть их клиентуры, а с некоторыми Фиорентини установили теплые отношения дружеские связи. Например, Ян Рустем, профессор кафедры рисунка и живописи, рисовал семейные портреты Фиорентини, а также стал крестным отцом детей Антонио и его жены Катажины (урожденная Новомейская, 1795–1831). Важна также деятельность Фиорентини: они продавали в своем магазине гравюры, украшенные картины, и из поколения в поколение собрал личную коллекцию произведений искусства. В 1914 году сын Антонио Владислав Фиорентини (1820-1914) передал в дар Вильнюсскому обществу друзей науки коллекцию произведений искусства, которую Антонио всю жизнь собирал.
Ян Рустем (1762-1835)
Ян Рустем (1762-1835)
"Портрет жены Антонио Фиорентини Катажины (урожденной Новомийска, 1795-1831)". Начало 19 века.
Ян Рустем (1762-1835)
Ян Рустем (1762-1835)
"Портрет матери Антонио Фиорентини Теклы Фиорентини (урожденной Суловской, 1772-1829) с внучкой Теклой Рёмер (урожденной Фиорентини, 1822-после 1846 г.)
Болеслав Михал Русецки (1824 - 1913)
Болеслав Михал Русецки (1824 - 1913)
"Бернардинское кладбище в Вильнюсе". Здесь похоронена вся элита Вильнюса - профессура , художники, доктора и т.д. Конец 19-го века.
Франц Ксавье Лампи (1782 - 1852)
Франц Ксавье Лампи (1782 - 1852)
"Портрет сестры Изабеллы Фиорентини (1803-после 1830)". Начало 19 -го века.
Ян Рустем (1762-1835)
Ян Рустем (1762-1835)
"Автопортрет с феской". Начало 19- го века.

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому