Турист Андрей (Ciriulic)
Андрей — был сегодня 6:55
...
Фотоальбом

Модернистская Рига и музей «Югендстиля»

Сегодня прогуляемся по Риге, и заглянем в музей «Югендстиля». Я уже рассказывал, что в этот приезд меня в Риге больше всего поразила архитектура. Особенно этот самый модерн. Где-то прочитал, что таких зданий в городе около 750…. А это значит, что гулять можно не один день!.. Но, сегодня, конечно, все я показать не смогу. Лимит фотографий в десять раз меньше, да и нет у меня фотографий всех зданий города.

В этот альбом вошло большинство из известных домов в этом стиле. По каким-то нашел информации, по другим ничего не нашел. А еще посетим музей «Югендстиля», в котором наглядно продемонстрирован модерн, отраженный и в мебели, и посуде, и во многих других вещах!.. Лучше один раз увидеть!

 

Доходный дом. 1883 г.
Доходный дом. 1883 г.
Архитектор Э. Тромповскис. Теперь здесь гостиница.
Бывший доходный дом. Около 1900 г.
Бывший доходный дом. Около 1900 г.
.
Декор фасада
Декор фасада
.
Ул. Элизабетес 17, исторический памятник в стиле модерн и эклектика, датируемый 1901 годом.
Ул. Элизабетес 17, исторический памятник в стиле модерн и эклектика, датируемый 1901 годом.
.
Декор фасада
Декор фасада
.
Ул. Элизабетес 15
Ул. Элизабетес 15
.
Жилой дом, улица Элизабетес 13
Жилой дом, улица Элизабетес 13
Архитектор Константинс Пекшенс. Это элегантный акцент в стиле модерн в эклектичном внешнем периметре Бульварного кольца. Мощно сочлененное здание венчают несколько фронтонов, напоминающих по стилю немецкий ренессанс. Декоративные рельефы, полные орнамента в стиле модерн, дополняют внешний вид. Подобные рельефы встречаются между некоторыми оконными проемами. Тот факт, что оконные проемы на каждом этаже здания разные, говорит о том, что квартиры внутри тоже разного размера и планировки.
Ул. Элизабетес 11. Посольство Узбекистана
Ул. Элизабетес 11. Посольство Узбекистана
.
Многоквартирный дом, улица Рупниецибас 1
Многоквартирный дом, улица Рупниецибас 1
Архитектор Рудольф Цирквитс. На фасаде этого здания установлена ​​скульптура женщины, несущей лиру – символ модерна в искусстве.
Декор фасада
Декор фасада
.
Бывший доходный дом. 1883 г.
Бывший доходный дом. 1883 г.
Архитектор Флориан Вигановский.
Ул.Стрелниеку, 4а Митусовская частная школа
Ул.Стрелниеку, 4а Митусовская частная школа
Синий дом.Архитектор Михаил Эйзенштейн. 1905 г. Это пример того, как эклектичный модерн иногда может стать довольно экстремальным. Элементов на фасаде просто слишком много – поразительное количество украшений с мотивами модерна во всевозможных сочетаниях. Когда-то это была частная школа, а в советское время здание использовалось как общежитие. В 1993 и 1994 годах он был отремонтирован для Рижской школы экономики. Фасад был отреставрирован, но сохранились лишь некоторые элементы интерьера.
Декор фасада
Декор фасада
.
Декор фасада
Декор фасада
.
Жилой дом по адресу ул.Альберта, 13.
Жилой дом по адресу ул.Альберта, 13.
Архитектор Михаил Эйзенштейн. 1905 г. Центральные выступы обоих фасадов венчают многоуровневые фронтоны, заполненные скульптурными рельефами масок, драконов, картушей, прямых и кривых линий, кругов и других геометрических фигур. Центральная маска с сияющей диадемой — символ свободы, солнца или победы. Фасад также предлагает хороший взгляд на образ женщины, столь типичный для ар-нуво.
Декор фасада
Декор фасада
.
Декор фасада
Декор фасада
.
Декор фасада
Декор фасада
.
Улица Альберта
Улица Альберта
.
Многоквартирный дом. Ул.Альберта, 11.
Многоквартирный дом. Ул.Альберта, 11.
Архитектор Эйжен Лаубе. 1908 г. Эйженс Лаубе был одним из отцов стиля национального романтизма, и это здание символизирует этот стиль. Когда в 1908 году проект был утвержден, Лаубе опубликовал в журнале статью о стилях строительства, в которой призвал коллег изучать прикладное искусство латышского народа и «погрузиться в дух наших предков», чтобы этот дух «обновленным и более сильным образом» мог захватить «всех нас, всю нашу жизнь и наши работы».
Улица Альберта,9
Улица Альберта,9
Строил архитектор Константин Пекшен, строительные работы окончены в 1901 году. В здании располагался еврейский детский сад Аллы Левис, работавший до начала 1930-х годов.
Декор фасада
Декор фасада
.
Многоквартирный дом.Ул.Альберта, 8.
Многоквартирный дом.Ул.Альберта, 8.
Архитектор Михаил Эйзенштейн. 1903 г. Считается первым зданием инженера-архитектора Эйзенштейна на этой улице. Еще один очень выразительный образец эклектично-декоративного модерна и богатого оформления фасадов. Самая богато украшенная часть здания — центральный выступ, напоминающий дерево. На вершине дерева находится голова льва, символизирующая силу и могущество. Фасад ритмично разделен пилястрами, каждая из которых украшена выразительными маскаронами женских голов, олицетворяющими красоту. Окна украшены декоративными рельефами с изображением масок устрашающих монстров. Они должны были охранять покой тех, кто жил в здании. Фасад строения выполнен из голубого кирпича и светлой штукатурки.
Декор фасада
Декор фасада
.
Жилой дом
Жилой дом "Лебединского", улица Альберта, 6.
Архитектор Михаил Эйзенштейн. Это эклектично декоративное здание в стиле модерн с симметричной композицией фасада было построено из красного кирпича и светлой штукатурки, богатой декоративными элементами. Три выразительных маскарона над въездными воротами символизируют жизненный путь человека.
Декор фасада
Декор фасада
.
Декор фасада
Декор фасада
.
Жилой дом Лебединский, ул. Альберта, 4
Жилой дом Лебединский, ул. Альберта, 4
Архитектор Михаил Эйзенштейн. 1904 г. Строил он его для своего хорошего друга — сказочно богатого заместителя председателя губернского суда Андрея Лебединского, который выкупил несколько садово-огородных участков на этой улице после 1901 года — до этого территория принадлежала главному садоводу города Тимму. Это, безусловно, самое элегантное и оригинальное эклектично-декоративное здание в стиле модерн из всех. Симметричную композицию подчеркивает центральный выступ, увенчанный металлическим карнизом, далеко выступающим за фасад. На чердаке над карнизом три кричащие головы Медузы. Подобные мотивы можно найти в здании сецессиона Йозефа Марии Ольбриха в Вене.
Декор фасада
Декор фасада
.
Декор фасада
Декор фасада
.
Многоквартирный дом, улица Альберта, 2.
Многоквартирный дом, улица Альберта, 2.
Архитектор Михаил Эйзенштейн. 1906 год. Сперва было доходным домом богатого рижского домовладельца Богуславского, после революционных событий перешло во владение госпожи Лубе.
Декор фасада
Декор фасада
.
Дом Богуславского, ул. Альберта, 2а
Дом Богуславского, ул. Альберта, 2а
Архитектор Михаил Эйзенштейн. 1906 г.Одно из последних эклектичных зданий в стиле модерн, возведенных в Риге. У входа есть два сфинкса, которые обеспечивают его безопасность. В стиле модерн часто использовались египетские мотивы. Сфинкс был особенно популярен, поскольку считался символом солнца и безопасности. В украшениях здания использованы геометрические и стилизованные орнаменты. По обе стороны от входа стоят две скульптуры женщин с факелами в руках. Фасад акцентирован полосами глазурованной красной плитки. В здании есть мансарда, которая нужна только для размещения декоративных элементов – оконных проемов, через которые видно небо, маскаронов и различных геометрических орнаментов.
Декор фасада
Декор фасада
.
Декор фасада
Декор фасада
.
Жилой дом. Музей
Жилой дом. Музей "Югендстиля". Ул. Альберта, 12.
Архитекторы Константин Пекшенс и Эйженс Лаубе. Это здание принадлежало Пекшенсу, но Лаубе помог спроектировать его, еще будучи студентом архитектурного факультета. Это колоссально мощное здание с очень выразительным силуэтом. Есть несколько ярко выраженных выступов, эркеры, балконы, лоджии, фронтоны, угловая башня и массивные входные порталы. Часть дизайна напоминает архитектуру эпохи Возрождения и Средневековья, но общий вид здания явно относится к национальному романтизму. В орнаментальных рельефах, мастерски вписанных в фасад, представлены стилизованные мотивы флоры и фауны – хвои, шишки и белки. Окна нескольких квартир были сделаны из витражей с изображением экзотических растений. Эффектная лестничная клетка украшена декоративными потолочными росписями, отреставрированными в начале 1970-х гг. Квартира и мастерская Пекшенса находились на первом этаже здания до 1907 года, а мемориальная квартира, посвященная художнику Янису Розенталю и писателю Рудольфу Блауманису, находится на пятом этаже, вместе с мастерской художника на чердаке здания. С 1904 по 1915 год здесь жил и работал самый выдающийся латышский художник эпохи модерна Янис Розентальс. Мастерская является аутентичным представлением его эпохи.
Коллекция музея
Коллекция музея
Коллекция музея состоит из предметов в стиле модерн, изготовленных или использовавшихся в Риге и на территории Латвии в начале 20 века. Среди собранных предметов мебель, предметы интерьера и декоративно-прикладного искусства, одежда и аксессуары, произведения искусства, предметы быта, фотографии, документы, печатные материалы, памятные вещи, связанные с жизнью и творчеством Константина Пекшенса и др.
Коллекция музея
Коллекция музея
Первые предметы появились в коллекции музея в 2008 году под руководством Агриты Типане. В этой работе активное участие принимали архитектор Эйженс Упманис, искусствоведы Оярс Спаритис, Илона Аудере, Дайга Упениеце и Вита Банга. Поскольку две мировые войны опустошили Латвию в 20 веке, рынок антиквариата в Латвии был мизерным, а количество сохранившихся предметов было очень небольшим.
Коллекция музея
Коллекция музея
Кроме того, многие произведения искусства и другие предметы были уничтожены в послевоенное время. Предметы были отобраны из небольшого предложения антикварных магазинов и пожертвований частных лиц. Создание коллекции в стиле модерн получило широкий общественный резонанс. На церемонии открытия музея в 2009 году прозвучал призыв к рижанам пожертвовать музею предметы, связанные с историей их семьи. Эта традиция продолжается и сегодня, подаренные вещи рассказывают о прошлом и часто являются семейными реликвиями. В настоящее время коллекция музея насчитывает более 7000 предметов и является самой большой коллекцией в стиле модерн в странах Балтии.
Фотографии
Фотографии
Фотография как отрасль декоративно-прикладного искусства начала развиваться в середине 19 века, достигнув пика популярности в 1900-х годах. В конце 19 века в Риге было 20 фотоателье, в 1905 году их число выросло до 37, а в 1910 году – до 45. Первые фотоателье в Риге принадлежали немецким фотографам, и латыши вначале работали там стажерами. В начале 20 века в Риге работали фотографы разных национальностей, самыми известными из которых были Робертс Борхардс, Карлис Хебенсбергс, Карлис Шулькс, Эмануэльс Эгертс, Освальдс Ланге, Леонардс Виржовскис и др. Делались в основном портреты и групповые фотографии. Фотостудии были оборудованы особым образом, там был раскрашенный фон, несколько стульев и столиков, за которыми люди сидели или стояли в позе. Для обозначения фотографий использовались графические рисунки, и у каждой студии был свой логотип. Их дизайн часто включал в себя плавные линии и изгибы в стиле модерн, дополненные стилизованными изображениями растений и цветов. В музее собрана большая коллекция фотографий, сделанных в этих студиях.
Одежда
Одежда
Из-за драматических исторических событий 20 века многие предметы одежды эпохи югендстиля в Латвии были утеряны. Тем не менее, в фондах музея есть несколько костюмов или их частей, изготовленных в Риге и других районах Латвии. В период ар-нуво женская мода процветала, и женщины Риги, как и женщины всей Европы, искали вдохновение в парижском стиле. Это вдохновение в основном пришло из просмотра немецких и французских модных журналов. В стиле модерн появился новый силуэт наряда с естественными формами: расклешенная юбка с узкой линией талии и богато украшенная верхняя часть одежды. Платье имело форму песочных часов и оживлялось расклешенной нижней частью юбки. Одежда в стиле модерн шилась из шерсти, шелка и хлопка. Наряды дополнялись кружевом, ленты, жемчуг и вышивка.
Коллекция музея. Мебель
Коллекция музея. Мебель
Коллекция музея включает в себя многочисленные предметы мебели, большинство из которых изготовлено в Латвии. На рубеже 20-го века Рига была одним из крупнейших центров деревообработки на территории царской России.
Коллекция музея. Мебель
Коллекция музея. Мебель
Ремеслу столяра можно было научиться в Рижской школе Общества немецких ремесленников (основана в 1872 году). В 1912 году она стала Рижской школой ремесленников. В Риге было много столярных мастерских, основанных мастерами, среди которых наиболее известными были Робертс Бекерис, Херманис Буманис, Петерис Цауне, Эвалдс Янсонс, резчики по дереву Карлис Адамсонс и Екаб Силиньш, а также обойщик Янис Степерманис.
Коллекция музея. Мебель
Коллекция музея. Мебель
Важную роль в развитии югендстиля сыграла выставка, посвященная 700-летию Риги, на которой присутствовали самые известные мебельщики того времени: Мартиньш Пагаст, Адамс Тидрикис, Вильхельмс Бриедис и Антонс Миллерс, получившие золотые медали за выставленную мебель.
Коллекция музея. Мебель
Коллекция музея. Мебель
.Архитекторы и художники того времени, такие как Рихард Зариньш и Юлий Мадерниекс, обратились к дизайну мебели. В фонды музея входят несколько комплектов мебели, изготовленных местными мастерами, а также отдельные предметы мебели: шкафы, столы, стулья, кровати, платяные шкафы. Они стройны и скромно украшены резьбой по дереву, цветочным и растительным декором.
Коллекция музея. Мебель
Коллекция музея. Мебель
Некоторые предметы музейного собрания, например скамья-сундук и шахматный стол, имеют выразительный растительный декор, выполненный в популярной в то время технике выжигания по дереву.
Коллекция музея. Мебель
Коллекция музея. Мебель
Геометрические декоративные формы, преобладающие в дизайне нескольких мебельных гарнитуров и отдельных предметов, вносят нотку элегантности. Ни одна комната в стиле модерн не обходилась без подставок для цветов. Они также разработаны в той же манере с акцентом на их вертикальные пропорции.
Коллекция музея. Мебель
Коллекция музея. Мебель
Особенно богато были шкафы, украшавшие столовые. Их украшали не только резьбой, но и разноцветными витражами. Такой шкаф стоит в столовой музея, а его дверцы выполнены из богато украшенных витражей с орнаментом, напоминающим мотив хлыста, очень популярный в Италии.
Коллекция музея. Мебель
Коллекция музея. Мебель
Собранная музеем мебель в стиле модерн иллюстрирует столярные традиции начала ХХ века.
Коллекция музея
Коллекция музея
.
Коллекция музея
Коллекция музея
.
Орнаменты
Орнаменты
Все об этом подробно показано и рассказано в музее.
Коллекция музея
Коллекция музея
В фондах музея находится большая коллекция изделий из фарфора и фаянса. В 1900-е годы в Риге действовало два завода по производству фаянсовой посуды и фарфоровых изделий: фарфоро-фаянсовый завод М. С. Кузнецова (основан в 1841 г.) и фарфоровый завод Я. К. Ессена.
Коллекция музея
Коллекция музея
Фаянсовые и фарфоровые изделия завода М.С. Кузнецова имели характерные черты стиля модерн как в формах, так и в орнаментах.
Коллекция музея
Коллекция музея
Фабрика производила изысканные изделия из фарфора: кофейные и чайные сервизы, тарелки, вазы и т.д. Изысканные декоры ручной росписи элегантно сочетались с нюансами цвета.
Коллекция музея
Коллекция музея
Ассортимент продукции компании получил признание и получил награды на различных промышленных выставках в Российской Империи и Европе, что позволило компании получить право наносить на свою продукцию национальный герб.
Коллекция музея
Коллекция музея
Особого внимания заслуживает посуда, изготовленная на фабрике и расписанная вручную керамистом Петерисом Штейнбергсом с использованием латышских национальных орнаментов. Штейнбергс даже создал собственную подпись, чтобы скрыть заводскую марку.
Коллекция музея
Коллекция музея
Фарфор высокой стоимости также производился на фарфоровом заводе JK Jessen, который часто копировал и имитировал керамическую посуду, произведенную в Западной Европе. Чтобы стимулировать продажи продукции, фабрика Джессена иногда не маркировала свою продукцию, поэтому невозможно узнать, какие товары принадлежат им.
Коллекция музея
Коллекция музея
Большой популярностью в то время пользовалась мастерская росписи фарфора Дж. Jaksch & Co торговой компании, которая в основном работала с импортными товарами и производила качественную продукцию с ручной росписью.
Коллекция музея
Коллекция музея
Расцвет керамической промышленности пришелся на начало 20 века. Компания Zelm & Boehm в Риге производила керамическую плитку, кашпо, подставки и вазы. Его продукция была очень популярна в России.
Коллекция музея
Коллекция музея
Кувшин
Коллекция музея
Коллекция музея
.
Из коллекции музея
Из коллекции музея
Ваза
Из коллекции музея
Из коллекции музея
.
Из коллекции музея
Из коллекции музея
.Кухня
Коллекция музея
Коллекция музея
Ванная комната
Коллекция музея
Коллекция музея
Клозет
Коллекция музея
Коллекция музея
Дамская комната
Коллекция музея
Коллекция музея
Дамская комната
Коллекция музея
Коллекция музея
Дамская комната
Музей Югендстиля
Музей Югендстиля
Лестница в стиле модерн.

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому