Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.
Подпишись на канал Туристер в Telegram
Буквально позавчера я посетил Латвийский национальный художественный музей (Рига, улица Янаса Розенталаса, 1), где проходит персональная выставка «Преломление света», посвященная семидесятилетию творчества художника и педагога Иманты Вецозолса.
Имя Иманты Вецозолса связано с натюрмортами, но его живописная практика широка и разнообразна. Художник ориентировался на разные жанры — пейзажи, портреты, изображения сельской жизни и масштабные фигуративные композиции. Автор работает в нескольких техниках — масло, темпера, акварель, пастель и коллаж, практикуя как технику alla prima, так и поэтапное построение композиции методом многослойной живописи. Его творчество пронизано интересом к латышской жизни, быту и бытовым портретам.
Имантс Вецозолс родился в 1933 году в Карздабе и провел свое детство в родном доме своей матери в Лиезере. В 1949 году он поступил в Рижскую художественную школу имени Яниса Розентала, которую окончил в 1954 году, защитив диплом по специальности «Механические мастерские». С 1954 по 1960 год Векозолс учился на отделении живописи Академии художеств Латвийской СССР, которую окончил с отличием с работой «На железнодорожной насыпи». Во время учебы художник вдохновлялся научным руководителем Эдуардом Калниньшем, педагогом Конрадом Убансом, а также художниками Янисом Лиепиньшем и Чедертсом Элиасом.
Имантс Вецозолс участвует в выставках с 1958 года, а в 1962 году стал членом Союза художников Латвии. Ранний период творчества художника совпадает с развитием «сурового стиля» в латышском искусстве, когда автор активно работает с фигуративными композициями и в портретном жанре. Фигуративные композиции 1960-х показывают детали, но в 1970-х меняется почерк, ищущий новые способы выражения. С другой стороны, рисуя портреты близких людей — отца, матери, жены Руты, коллег, а теперь еще и внуков — Имантс Вецозолс выделяет наиболее характерные черты каждой модели.
В 1970-е годы первые персональные выставки и работы экспонировались за рубежом. Рядом со сценами окраин города создаются белые натюрморты, для которых характерны простой предметный мир, почти монохромная цветовая гамма и пастозный, выразительный мазок. В конце 1970-х и 1980-х появляется более лаконичное выражение — в центре внимания находится только один или несколько объектов. Например, стеклянная емкость, почти сливающаяся со стеной, поставленная на дощатую основу в работе «Березовый сок» (1978), или отражение света на шероховатой стене в картине «Кухонный стол» (1978). Подобные композиции появляются и в 21 веке, добавляя коллажи из газетных вырезок.
Имантс Вецозолс по-прежнему активно рисует, и в его работах находят отражение актуальные события в Латвии и мире. Тот кажущийся порядок, который наблюдался в творчестве художника в 80-е годы, сейчас деконструируется и видоизменяется. Коллаж чередуется с живописью, реальность расщепляется и трансформируется, чтобы по-своему противостоять процессам, которые невозможно остановить.
Название выставки навеяно явлением преломления света в физике — при переходе света из одной среды в другую с разной скоростью распространения света меняется направление лучей. Изменения формы, положения и размера объектов можно наблюдать по преломлению света. Так и Имантс Вецозолс в своем семидесятилетнем творчестве, ища и рисуя свет, создает возможность для зрителя понять время, пространство, эпоху и происходящие в ней изменения.
На выставке представлены картины из коллекции Латвийского национального художественного музея, представляющие ранние этапы творчества Иманты Вецозолса. Посетителям также предлагаются последние работы из частной коллекции автора.