Турист Андрей (Ciriulic)
Андрей — был сегодня 9:47
...
Фотоальбом

Выставка «Florentem». Часть 2-ая

Выставка, в Вильнюсской картинной галерее, «Флорентем» (лат. florentem) — цветение, процветание, изобилие) рассказывает о непрерывном стремлении познать и увековечить элементы живой природы. Хрупкая и предсказуемая, но в то же время живая и полная неожиданностей, флора постоянно будила человеческое воображение, а растения, особенно цветковые, перенесённые в произведения искусства и литературы, со временем приобрели дар символического языка.

Во второй части узнаем о значении цветов в религиозной живописи, и познакомимся с историей натюрмортов.

"Florentem"
Экспозиция. Растения, в религиозной живописи, еще с древних времен использовались, как символы жизни, плодородия, смерти и воскрешения. Как мы знаем, Всевышний, создав человека, поселил его в садах Эдема, в котором вырастил много разных деревьев, а посередине древо жизни. Первые плоды его давали вечную жизнь, а вторые были запретными. Попробовав их, Адам и Ева были изгнаны из рая.
Андреа Бельведере (1652 - 1732) и Лука Джордано (1634 - 1705)
Андреа Бельведере (1652 - 1732) и Лука Джордано (1634 - 1705)
"Благовещение в цветочном венке". Вторая половина 17 века. Очертания дерева традиционно относят к кровному родству, в христианстве для связи Иисуса Христа с верующими.
Неизвестный художник
Неизвестный художник
"Св. Франциск Ксавер". 18 век. В святом Писании упоминаются и конкретные растения: кедр, фиговое дерево, роза, лилия, тернии, виноградная лоза. В религиозной живописи белая роза символировала верную любовь и целомудрие, красная - боль и мученичество. Белые лилии символизировали целомудрие, красные гвоздики -Распятие, ирис - боль св.Девы Марии, трехлистный клевер - св. Троица и т.д.
Жан-Батист Морель (1662 - 1732) и Жан Эразмус Квеллинус(?)(1634 - 1715)
Жан-Батист Морель (1662 - 1732) и Жан Эразмус Квеллинус(?)(1634 - 1715)
"Мадонна с младенцем в цветочном венке". Конец 17-го века.
Далматика
Далматика
Начало 18 века.
Неизвестный мастер по дереву
Неизвестный мастер по дереву
"Крест -дерево жизни. Середина 18 века. Крест считается инструментом мученичества и смерти. Но, в то же время, крест, на котором умер Спаситель, является символом вечной жизни и ,вообще, жизни. В христианской поэзии и живописи его приравнивают к Дереву жизни. На этом кресте мы видим, что его обвивает виноградная лоза - символ связи Христа с верующими, иллюстрирующее его слова: “Я есмь лоза, а вы – ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего” (от Иоанна 15:5).
Дионизас Григалаускас 19 век
Дионизас Григалаускас 19 век
"Св. Катерина".
Неизвестный мастер по дереву
Неизвестный мастер по дереву
"Св. Казимир". Конец 19- го века.
Юозас Юревичюс (1787 - 1889)
Юозас Юревичюс (1787 - 1889)
"Крест". Первая половина 19 века.
Неизвестный художник
Неизвестный художник
"Процессионный алтарь с картиной "Дерево искупления". 18-ый век. Святая Дева Мария изображена в яблоне,и символизирует новую "Еву", а ее сына, как нового "Адама".
Неизвестный мастер по дереву
Неизвестный мастер по дереву
"Колонна алтаря". Вторая половина 17 века.
Франс Франкен II (1607-1667) и Филипп де Марлье (1600 - 1667)
Франс Франкен II (1607-1667) и Филипп де Марлье (1600 - 1667)
"Вхождение Марии в Храм". Начало 17 века.
Фрагмент картины
Фрагмент картины
Картины, изображающие св. Деву Марию в цветочном венке, появились в начале 17-го века во Фландрии. Цветочный венок подчеркивал сакральность изображаемого сюжета и ответом иконоборцам и теоретикам Рефомации, высказывавшимся против культа св. Девы Марии. Такие картины очень быстро стали популярными.Это было связано и с растущей популярностью Натюрмортов, как жанра.
Неизвестный итальянский художник
Неизвестный итальянский художник
"Св. Дева Мария с младенцем". 17 век.
"Florentem"
Экспозиция.
Неизвестный немецкий художник
Неизвестный немецкий художник
"Св. Дева Мария с младенцем". Начало 19 века. Не сразу можно приметить на картине одну важную деталь - возле постамента стоит ваза с тремя красными гвоздиками, которые в христианской живописи символами Распятия Христа. Они символизируют три гвоздя креста, напоминающие об искупительной жертве Спасителя. С другой стороны изображена муха - символ смерти.
Фрагмент картины
Фрагмент картины
.
Неизвестный художник
Неизвестный художник
"Св. Дева Мария Непорочного Зачатия". Конец 17 века. В католицизме св. Дева Мария имела особую привилегию - во время рождения она была освобождена от первородного греха. В религиозной поэзии ее сравнивали с самыми красивыми бутонами цветов - белая лилия или розы. Роза стала символом любви и цветком, которым ассоциировалась св. Дева Мария.По легенде от св. Амвросия до первородного греха человечества, роза была без шипов. Шипы плавились после греха. Так как Мария была освобождена от первородного греха, ее называли Роза без шипов.
Неизвестный художник
Неизвестный художник
"Св. Франциск Азисский". 18 век.
Неизвестный художник
Неизвестный художник
"Св. Клара". 18 век.
Неизвестный художник
Неизвестный художник
"Трокская Богоматерь". 18-ый век. Мария держит в руке розу с тремя белыми бутонами. Мы уже выяснили , что роза ассоциируется с Марией, а белая роза символизирует ее непорочность. Также она символизирует Троицу.
Неизвестный народный художник
Неизвестный народный художник
"Храмовый флаг с изображением Христа, венчанного терновым венцом". Вторая половина 19 -го века.
Неизвестный  народный художник
Неизвестный народный художник
"Здзешевская св. Дева Мария". 19 век.
Александр Винкус- Виткаускас (1832 - 1912)
Александр Винкус- Виткаускас (1832 - 1912)
""Остробрамская Мария Мать Милосердия". 19 век.
Неизвестный народный художник
Неизвестный народный художник
"Распятие". 19 век.
Александр Винкус- Виткаускас (1832 - 1912)
Александр Винкус- Виткаускас (1832 - 1912)
"Адам и Ева". Вторая половина 19-го века.
Неизвестный народный художник
Неизвестный народный художник
"Дева Мария Скорбящая". 19 век.
"Florentem"
Экспозиция. История натюрмортов сравнительно недавняя. Долгое время они находились на задворках жанровой живописи. Самостоятельными произведениями они стали в 16-ом веке и задача у них стояла показать цветы предельно точно. Они были статичными, а бутоны обязательно должны были "смотреть" на зрителя.
"Florentem"
Букет. Только уже гораздо позже корифеи в жанре натюрморта, такие как голландец Ян де Хем и француз Жан-Баптист Моннойе, начали создавать прекрасные букеты - в котором цветы предстают в разном свете.
Неизвестный художник
Неизвестный художник
"Наюрморт с цветами". Вторая половина 18-го века. Многие букеты, можно сказать, были фантастические. Художник помещал в букет разные видов цветов, которые ,на самом деле, цвели в разное время. Со временем цветы из натюрмортов перекочевали в портреты, и стали своеобрзной "цветущей" грамматикой.Чтобы ее понять, требовались специальные учебники, которые объясняли смысл присутствия какого-либо цветка на портрете.
Ян Давидс де Хем (1606-1684)
Ян Давидс де Хем (1606-1684)
"Натюрморт с цветами". Эта картина "вишенка на торте" выставки, репрезентация жанра и высочайшее мастерство художника. Родом из Утрехта, некоторое время художник работал в Лейдене. В 1635 г. он вступил в антверпенскую гильдию художников и в следующем году стал гражданином Антверпена. Около 1667 г. вернулся в Утрехт, а в 1672 г. бежал в Антверпен от французов, захвативших город. Де Хем получил всеобщее признание благодаря своим великолепным изображениям цветов и фруктов. Детальность изображения вплоть до мельчайших деталей он соединял с блистательным выбором цветовой гаммы и утончённым вкусом в построении композиции. Он писал цветы в букетах и вазах, в которых часто порхают бабочки и насекомые, цветочные венки в нишах, окна и изображения мадонн в серых тонах, гирлянды фруктов, натюрморты с наполненными вином бокалами, виноградом и другими фруктами и продуктами. Хем мастерски использовал возможности цвета и добивался высокой степени прозрачности, его изображения неодушевлённой природы отличаются полной реалистичностью. Полотна его кисти находятся в почти всех крупных картинных галереях.
Иоганн Баптист Дрекслер (1756 - 1811)
Иоганн Баптист Дрекслер (1756 - 1811)
"Натюрморт". 1794 г. Иоганн Баптист Дрекслер родился в Вене в 1756 году, в семье художника по фарфору. С 1772 по 1782 год работал на венской фарфоровой мануфактуре. В 1787 году стал профессором в венской Академии изобразительных искусств. На стиль Дрекслера повлиял нидерландский художник Ян ван Хёйсум (1682—1749).
"Florentem"
Букет.
Гаспар Петер Вербрюгген-Младший (1664 - 1730)
Гаспар Петер Вербрюгген-Младший (1664 - 1730)
"Букет цветов". Конец 17 века. Гаспар Петер Вербрюгген, наряду с другим антверпенским живописцем, Яном Батистом Босхартом, был выдающимся художником-флористом своего времени. Он писал преимущественно цветочные натюрморты, сочетая их с аллегорическими и мифологическими сценами. Родился в 1664 году в Антверпене в семье художника Гаспара Вербрюггена[en] (1635—1681) и его первой жены Катарины ван Эвердонк. Начал заниматься живописью под руководством своего отца, а в возрасте тринадцати лет, в 1677/1678 году, стал членом Гильдии Святого Луки в Антверпене, что предоставило ему возможность открыть мастерскую и набрать учеников. В 1705 году он покинул Фландрию и переехал Республику Соединённых провинций Нидерландов, где обосновался в Гааге, работая над украшением интерьеров ряда знатных резиденций. В 1708 году вступил в Гильдию Святого Луки в Гааге. Однако, не смотря на коммерческий успех, испытывал значительные финансовые трудности живя не в соответствии со своими доходами. Разорённым вернулся в Антверпен, где знакомые по Гильдии Святого Луки художники договорились устроить его на должность подмастерья («knaap») в которой он пребывал с 1723 года и до своей кончины. Художник был похоронен 14 марта 1730 года в соборе Антверпена.
Йенс Юел (1745 - 1802)
Йенс Юел (1745 - 1802)
"Натюрморт с цветами". Вторая половина 18 века.Датский живописец, портретист, один из основоположников (наряду с Николаем Абрахамом Абильгором) национальной школы живописи. Учился в Гамбурге. Окончил Академию художеств в Копенгагене. В 1772—1780 годах жил и работал в Риме, Париже и Женеве. В 1780 году вернулся на родину. С 1784 года — профессор Академии художеств в Копенгагене. Позднее — её директор. Писал портреты, пейзажи, натюрморты. Автор ряда картин на исторические сюжеты.
Антуан Моннойе (1671 -1747)
Антуан Моннойе (1671 -1747)
"Цветочная композиция". 18 век. Сын своего знаменитого отца Жана-Батиста, художника "цветов" при дворе короля Людовика XIV, был учеником, а потом продолжателем династии художников.
Ян-Филипп ван Тилен (1618 - 1667)
Ян-Филипп ван Тилен (1618 - 1667)
"Натюрморт с цветами и черникой". Середина 17 века. Я. Ф. ван Тилен родился в семье мелкого дворянина. В 1631/1632 годах, в возрасте 13 лет он начинает изучать живопись под руководством будущего своего зятя, художника, писавшего исторические полотна Теодора Ромбоутса, в 1641 он продолжает своё обучение у Даниэля Зегерса. Согласно свидетельству нидерландского историка искусства А. Хоубракена, ван Тилен пользовался покровительством властей Испанских Нидерландов. Три дочери художника — Мария-Тереза, Анна-Мария и Франциска-Катерина — также занимались живописью. В 1660 году ван Тилен становится мастером художнической гильдии святого Луки в Мехелене. Он создаёт ряд полотен совместно с другими живописцами, в первую очередь со своим свояком Эразмом Квеллином Младшим, а также с Корнелисом Схютом, Николасом де Ларжильером, Франсом Франкеном Младшим и др.
Эрнст Стювен (1657 - 1712)
Эрнст Стювен (1657 - 1712)
"Натюрморт с цветами и фруктами". Конец 17 века. Немецкий художник Эрнст Стювен – яркий представитель поздней фазы развития голландского натюрморта Золотого века голландской живописи. Прославился как автор, так называемых, роскошных натюрмортов. Мастер учился у немецкого натюрмортиста Георга Хайнца Гамбурге и у Йоханнеса Вурхаута, работал в Амстердаме, Харлеме и Роттердаме, сотрудничал с Виллемом ван Алстом и Абрахамом Миньоном. Стювен специализировался на цветочных натюрмортах, отличавшихся в его исполнении позднебарочной роскошью и пышностью, однако, что типично для голландской живописи, его натюрморты имели гармонию. Кажущиеся случайным сочетание внешне не связанных между собой представителей флоры и фауны воплощает идею о бренности всего земного и нетленности добродетели. С точки зрения эмблематики, порхающие бабочки считались символом бессмертия человеческой души. Подобными картинами декорировали парадные комнаты в домах состоятельных горожан.
Михал Андриолли (1836 - 1893)
Михал Андриолли (1836 - 1893)
"Юзефа Мария Любич- Залеска(1857 - 1925)". 1862 г.
Иоганн Баптист Дрекслер (1756 - 1811)
Иоганн Баптист Дрекслер (1756 - 1811)
"Натюрморт". 1794 г.
Иоган Баптист Хельзель (1710 - 1777)
Иоган Баптист Хельзель (1710 - 1777)
"Натюрморт с цветами и попугаем". 1776 г.
Неизвестный художник
Неизвестный художник
"Портрет девочки". 19 век.
Гаспар Петер Вербрюгген-Старший (1635 - 1681). Последователь.
Гаспар Петер Вербрюгген-Старший (1635 - 1681). Последователь.
"Натюрморт и дееоративная ваза". Вторая половина 17-го века.
Часы с ангелочком - покровителем садов
Часы с ангелочком - покровителем садов
Около 1820 г.
"Florentem"
Экспозиция
Болеслав Михал Русецки (1824 - 1913)
Болеслав Михал Русецки (1824 - 1913)
"Портрет жены". 19-ый век. В 19-ом веке стало очень популярно пользоваться языком "цветов". Для каждого случая изображали определенный цветок, который имел свои смыслы и сообщения. В брачной церемонии тоже были свои традиции. Во время свадьбы часто делали букеты или венки из цветов апельсинового дерева, что символизировало крепкое партнерство, вечную любовь.
Неизвестный художник
Неизвестный художник
"Мальчик с розой". Середина 18-го века.
Неизвестный художник
Неизвестный художник
"Цветы с лебедем". 18-ый век.
Неизвестный немецкий художник
Неизвестный немецкий художник
"Декоративная композиция с попугаем". Середина 18-го века.
Фрагмент картины
Фрагмент картины
.
Фрагмент картины
Фрагмент картины
.
Неизвестный немецкий художник
Неизвестный немецкий художник
"Декоративная композиция с пуделем". Середина 18-го века.
Фрагмент картины
Фрагмент картины
.
Фрагмент картины
Фрагмент картины
.
Неизвестный  художник
Неизвестный художник
"Натюрморт с сорокой". 1875 г.
Неизвестный немецкий художник
Неизвестный немецкий художник
"Портрет молодой девушки". Начало 19-го века.
Жан-Батист Моннойе (1636 - 1699)
Жан-Батист Моннойе (1636 - 1699)
"Цветы в стеклянной вазе". Вторая половина 17-го века.
Даниэль Сегерс (1590 - 1661). Последователь.
Даниэль Сегерс (1590 - 1661). Последователь.
"Цветы". 18-ый век.
Платок
Платок
19-ый век.
Франсуа-Ксавье Фабр (1766-1837)
Франсуа-Ксавье Фабр (1766-1837)
"Амелия Огиньска (1803 - 1858)". 1808 г.
Неизвестный художник
Неизвестный художник
"Прасковья Александра Вяземская (1772 - 1835)". Начало 19-го века.
Будуар
Будуар
Перед вашим взором интерпретация будуар 19-го века. Небольшой, уютный, красиво обставленный и декорированный, обычно оборудованный возле спальни, выполнял несколько функций.
Подсвечник
Подсвечник
Вторая половина 19 века. Мейсенская королевская фарфоровая мануфактура.
Будуар
Будуар
Здесь женщина могла расслабиться, и заняться своими делами - будь то чтение, письмо или рукоделие.
Будуар
Будуар
Будуар мог служить как родным и близким, так и быть вотчиной исключительно женщины, для своих женских нужд.

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому