Турист Андрей (Ciriulic)
Андрей — был сегодня 12:08
...
Фотоальбом

Собор Антверпенской Богоматери

Антверпенский собор Богоматери является одним из самых чтимых в Бельгии и известных в Европе. Ежегодно его посещают около 360 тысяч человек.

Уже более тысячи лет антверпенские католики почитают Богоматерь, покровительницу Антверпена и этого собора. На том месте, где сейчас стоит собор, с девятого века по двенадцатый находилась маленькая капелла Богоматери, получившая в 1124 году статус приходской церкви. В двенадцатом веке она была заменена большой церковью в романском стиле.

В 1352 году началось строительство новой церкви, которая впоследствии станет самым большим готическим собором Голландии. Согласно первоначальному проекту церковь должна быть иметь две башни одинаковой высоты.

В 1521 году, почти 170 лет спустя, строительство собора Богоматери было завершено, а уже в 1533 году церковь сильно пострадала от пожара. Но, это не единственное бедствие, постигшее собор. Спустя всего 33 года во время иконоборческих выступлений 20 аагуста 1566 года протестанты уничтожили большую часть ценного интерьера. В 1581 году, когда Антверпен оказался во власти протестантов, многие художественные ценности были уничтожены, вывезены или проданы.

Спокойствие воцарилось только после 1585 года, с восстановлением влияния Римско-католической церкви. Спустя два века произошло новое бедствие. В 1794 году эти земли были завоеваны французскими революционерами, которые разграбили собор Богоматери и нанесли ему серьезный ущерб. В 1798 году французские власти даже подумывали о снесении собора. Однако ему удавалось возродиться после каждого удара.

В 1816 году из Парижа были возвращены различные ценные произведения искусства, в том числе — три шедевра Рубенса. В 19-ом веке собор был полностью восстановлен и заново обставлен. В 1965–1993 годах была проведена еще одна полная реставрация.

Собор Антверпенской Богоматери
Собор Антверпенской Богоматери
Длина внутреннего помещения - 118 метров. Ширина в области средокрестия - 67 метров. Максимальная ширина центрального нефа -53,3 метра. Общая площадь пола - 8 тысяч квадратных метров. Количество мест для сидения во время крупных мероприятий достигает 2400. Собор может вместить в себя 25 тысяч человек. Собор имеет 7 пролетов,125 колонн и 128 окон ( из них 55 с витражами).
Скульптура
Скульптура "Мадонна и дитя". 14 век.
Эта чарующе изящная статуя стоящей Мадонны с младенцем,вырезанная неизвестным скульптором из глыбы каррарского мрамора,знакомит нас с придворной культурой 14-го века.Классическая подача образа,проявляющаяся в безупречной чуть склоненной позе Девы Марии,тщательно продуманном расположении ниспадающих складок одежды,которой прикрыты женщина и маленький Иисус,не мешают скульптуре создавать уникальное ощущение подлинности,которое мгновенно охватывает зрителей на протяжении семи веков.Весьма вероятно,что это произведение создано льежским скульптором,которого называют "Мастером мраморных Мадонн".
Чтимая статуя
Чтимая статуя "Антверпенской Богоматери". 16 век.
Значительное и неслучайное благоговение,которое питают жители Антверпена к собору и Святой Деве,отражается в величественно-прекрасном декоре просторной каппелы Девы Марии. Стоящая здесь 180-сантиметровая чтимая статуя Богоматери с Иисусом на руках впечатляет еще сильнее,чем внушительный алтарь,множество канделябров,изделия из серебра и три окна с установленными в девятнадцатом веке витражами.
Чтимая статуя
Чтимая статуя "Антверпенской Богоматери". 16 век.
Мать и дитя выглядят весьма величественно:они изображены с большими золотыми скипетрами и коронами,усыпанными драгоценными камнями.Их одежда также поражает воображение.Деву Марию и Иисуса периодически облачают в другие одежды - их гардероб великолепен во всех отношениях. Это носит церемониальный характер и призван пробуждать чувство преклонения и благоговения.
Скульптура
Скульптура "Антверпенской Богоматери".
Уменьшенная версия.
Собор Антверпенской Богоматери
Собор Антверпенской Богоматери
Питер Пауль Рубенс (1577-1640). "Вознесение Девы Марии"(1625-1626). Эта, написанная маслом картина внушительных размеров ,украшающая собой главный алтарь на протяжении почти четырехсот лет,посвящена покровительнице собора.Хотя эта тема порождена церковной традицией и не основана на Библии,она пользовалась особой популярностью в годы,когда Рубенс создавал этот запрестольный образ (1625-1626). Возносимая множеством игривых херувимов,легкая,как пух,с развевающимися волосами и платьем,Мария, полные ожидания глаза которой обращены к небу,поднимается из своей каменной могилы. Слева подлетают два больших ангела,чтобы возложить ей на голову гирлянду из роз. Внизу,возле покинутой могилы,находятся двенадцать апостолов и три женщины,которые,согласно легенде,присутствовали при смерти Марии. Под картиной мраморный барельеф - "Моисей с Медным змеем", Виллем Игнатиус Керрикс 1735-37гг. Венчает композицию Святая Троица Яна Франса ван Гил 1826 г.
Ложа хоров
Ложа хоров
Неудивительно,что неоготичсекая ложа хоров собора имеет много общего с самим собором-она создавалась в 19-ом веке архитектором Франсуа Дюрле.Ему было всего 23 года,когда проект,представленный им на конкурс,завоевал приз. Этот проект ознаменовал собой начало длительного неоготического обновления собора,которое было завершено только к началу 19-го века. Вплоть до своей смерти Дюрле оставался направляющей и движущей силой,стоящей за этим процессом.Сооружение этой монументальной ложи хоров продолжалось более сорока лет-с 1840 по 1883 гг. Ложа содержит два расположенных друг против друга дубовых собора, каждый из которых имеет центральную башню и 36 сидений. Ее многочисленные декоративные и изобразительные элементы создавались большим коллективом известных скульпторов. Особого внимания заслуживают горельефы,изображающие 36 эпизодов из жизни Богоматери.
Ложа хоров
Ложа хоров
В ложе хоров, используемом священниками собора,также расположены отдельно стоящие скульптуры.
Ложа хоров
Ложа хоров
Скульптуры являются изображениями святых,ангелов,апостолов,пророков.
Ложа хоров
Ложа хоров
Некоторые скульптуры являются символическими.
Питер Пауль Рубенс (1577-1640).
Питер Пауль Рубенс (1577-1640). "Воздвижение креста" (1609-1610)
До 1794 года это огромное произведение являлось частью главного алтаря церкви Синт-Вальбургис,впоследствии разрушенного. Вывезенный французами триптих вернулся в Антверпен в 1815 году, где с 1816 года занимает центральное место в соборе Богоматери. С помощью "Воздвижение креста" Рубенс после своего восьмилетнего пребывания в Италии перенес в Голландию искусство барокко. Неистовая мощь и безудержная динамичность,присущие этому насыщенному драматизмом и пафосом шедевру,поражают воображение. Однако в целом триптих кажется гармоничным и сбалансированным. Диагональная композиция центральной панели с изображением девяти подручных палача,совместно прилагающих неимоверные усилия,чтобы поднять крест с бледным Христом,обладает зловещей красотой. Здесь Рубенс изобразил Воздвижение креста,ранее почти никогда не воссоздававшееся средствами изобразительного искусства,в беспрецедентно выразительной,почти неистовой манере. Это отражает уверенность Римско-католической церкви в своем могуществе,вновь обретенную ею в период Контрреформации.
Питер Пауль Рубенс (1577-1640)
Питер Пауль Рубенс (1577-1640) "Снятие с креста" (1611-1614).
Хотя Рубенс рисовал "Снятие с креста" спустя всего лишь несколько лет после "Воздвижения креста",он в определенном смысле использовал совершенно другой стиль.Здесь сильнее ощущаются ясность и безмятежность.Свечение стало более мягким,позы и движения фигур - более сдержанными. В целом картина выглядит более классической.Триптих является безукоризненным образцом искусства барокко. На центральной панели изображены восемь человек,острожно снимающие с креста безжизненное тело Христа. Сверху вниз следуют двое безымянных помощников,затем Иосиф Аримафейский(слева) и Никодим (справа), Мария, простирающая руки к своему сыну, и Иоанн в ярко-красном одеянии; в самом низу находятся Мария Клеопа и Мария Магдалина. Подсветка фигур,изображенных на однотонном фоне,делает их более объемными и живыми. Они сообща поддерживают тело Христа,обернутое в белый саван - намек на праздник Тела Христова и евхаристию. На левой панели изображена Мария, в ожидании родов наносящая визит своей кузине Елизавете,которая тоже беременна будущим Иоанном Крестителем. На правой панели изображена Мария,только что передавшая младенца Иисуса первосвященнику Симеону. Иосиф преклоняет колени перед Симеоном,держа в руке подношение - двух голубей.
Питер Пауль Рубенс (1577-1640)
Питер Пауль Рубенс (1577-1640)
"Снятие с креста" (1611-1614). На задних сторонах боковых панелей отражена средневековая легенда о св.Христофоре,имя которого означает "несущий Христа". Опирающийся на посох Христофор вынужден напрягать все свои силы,чтобы нести на спине младенца Иисуса,оказавшегося неожиданно тяжелым. Святой Христофор был покровителем антверпенских мушкетеров,воинской гильдии,заказавшей в 1611 году Рубенсу "Снятие с креста" для своего алтаря в соборе Богоматери. Этим объсняется присутствие святого и все аллюзии этого триптиха,связанные с несением Христа.
Кафедра
Кафедра
Дубовая кафедра, изготовленная Мишелем ван дер Воортом в 1713 году, изначально была изготовлена ​​для аббатства Святого Бернара в Хемиксене, деревне к югу от Антверпена.Она стоит в соборе с 1804 года. Богатая резьба кафедры содержит не меньше смысла, чем большинство проповедей. Перила в виде стволов,ветвей и лозы,а также деревья,поддерживающие звукоотражающую доску, закрывающие корпус кафедры сверху,выглядят очень реалистично.То же самое можно сказать о птицах и других животных,которые обрели пристанище среди этой богатой растительности.
Кафедра
Кафедра
Основание, на котором покоится корпус кафедры,содержит четыре женские фигуры. Здесь мир традиционно представлен известными тогда олицетворениями четырех континентов: Европа, Азия, Америка и Африка. Автор использовал женские фигуры, поскольку Земля (по-латыни «терра») женского рода. И действительно,слово Господа предстояло распространять по всему миру.
Кафедра
Кафедра
Святой Бернар считал, что природа - лучший источник вдохновения для библейской мудрости. Крышка кафедры держится на двух деревьях. Вокруг на ветках сидят птицы: цапля (эмблема аббатства), павлин, индейка, грач, чибис, глухари. В листве прячутся скворцы и свиристели. Сверху болтая ногами в воздухе трубящий ангел ныряет с небес. На барочном корпусе кафедры представлены рельефные изображения Христа,Девы Марии и св. Бернарда.
Собор Антверпенской Богоматери
Собор Антверпенской Богоматери
"Антверпенская Богоматерь".
"Успение Девы Марии"
Моложавая Мария лежит на смертном одре без признаков страданий в окружении людей,среди которых-апостолы и три женщины,которые ,согласно легенде,похоронили ее после смерти. Вверху на картине изображены Христос и ангелы,готовящиеся к ее скорому вознесению на небо. Ангелы изображены с символами поклонения Богоматери. Картина "Успение Девы Марии" написана в 1633 году современником Рубенса Абрахамом Маттиссенсом (1581-1649) - впечатляющий пример триумфализма во фламандском искусстве периода Контрреформации. Римско-католическая церковь снова могла дышать свободно,на смену безмолвному служению Господу пришли ликование и утверждение своей веры.
Гробница епископа Мариуса Амброзиуса Капелло
Гробница епископа Мариуса Амброзиуса Капелло
Автор: Артус Квеллинус Младший. Изображенный в натуральную величину епископ лежит на своей мраморной гробнице,вытянув ноги и опираясь на локоть. Его увенчанная митрой голова обращена вверх,ладони сложены в молитвенном жесте. Это - единственная из пяти гробниц бывших епископов собора Богоматери,сохранившаяся до настоящего времени. До появления французов в конце 18-го века все гробницы находились на хорах.. Гробница Капелло (1597-1676) была создана Артусом Квеллинусом Младшим (1625-1700) из белого,черного и красного мрамора в стиле барокко с большим вниманием к мельчайшим деталям. Епископ Капелло пользовался большим уважением и завоевал любовь антверпенских бедняков,которым оставил все свое имущество. Выражая благодарность епископу за этот шаг,городские чиновники увековечили память Капелло большим памятником,созданным вскоре после его смерти.
Дарохранительница в форме Ковчега Завета
Дарохранительница в форме Ковчега Завета
Эта позолоченная деревянная дарохранительнца (в центре),украшенная рельефами из позолоченной бронзы,имеет форму описанного в Ветхом завете Ковчега Завета. Этот ковчег символизирует единение Господа с народом Израиля. Он был изготовлен по приказу Моисея,который хранил в нем полученные на горе Синай скрижали. Считается,что впоследствии он стоял в Иерусалимском храме,откуда бесследно исчез.
Дарохранительница в форме Ковчега Завета
Дарохранительница в форме Ковчега Завета
Дарохранительница,выполненная в стиле рококо скульптором Хендриком Франсом Фербрюггеном (1654-1724) примерно в 1710 году,имела куполообразную крышку и две деревянные палки для переноски,три ее стороны украшены рельефными изображениями евхаристики.
Собор Антверпенской Богоматери
Собор Антверпенской Богоматери
Витраж слева "Тайная вечеря" Николя Ромбута (1503 г.), в центре Св. Амандус проповедует в Антверпене (Эдуард Дидрон, Париж, 1872 г.).
Франс Франкен Старший (1542-1616)
Франс Франкен Старший (1542-1616)
"Христос среди писцов". 1587 г.
Мартин де Вос (1532-1603)
Мартин де Вос (1532-1603)
"Рождение Христа". 1577 г.
Собор Антверпенской Богоматери
Собор Антверпенской Богоматери
Слева макет собора.
Собор Антверпенской Богоматери
Собор Антверпенской Богоматери
Ангелы...
Собор Антверпенской Богоматери
Собор Антверпенской Богоматери
Часовня Святого Сердца Марии. Деревянное неоготическое ретабло создали Ян-Баптист Де Бек и Ян-Баптист Ван Винт в 1888 году. В центре фигура Марии, по сторонам которой вырезаны сцены Голгофа и Пьета. На боковых створках изображены 16 святых.
Собор Антверпенской Богоматери
Собор Антверпенской Богоматери
Часовня Святого Винсента де Поля. Является самой старойиз шести оружейных гильдий Антверпена, Арбалетная гильдия, основанная в 1306 году, владела часовней в старейшей части готической церкви. Роспись свода, на которой изображена эмблема и геральдический герб гильдии, датирована 1566 годом.
Амброзиус Франкен (1544-1618)
Амброзиус Франкен (1544-1618)
"Умножение хлебов и рыб". 16 век.
Франс Флорис (1520-1570)
Франс Флорис (1520-1570)
"Поклонение пастухов".
Мартин де Вос (1532-1603)
Мартин де Вос (1532-1603)
"Свадьба в Кане Галилейской". 1597 г.
Собор Антверпенской Богоматери
Собор Антверпенской Богоматери
Витражи...
Собор Антверпенской Богоматери
Собор Антверпенской Богоматери
Алтарный образ...
Собор Антверпенской Богоматери
Собор Антверпенской Богоматери
Часовня Св. Иоанна Берхманса. В 1861-1869 гг. витражи пожертвовал Теофил Смекенс, который много лет был президентом Королевского общества содействия изящным искусствам в Антверпене.
Собор Антверпенской Богоматери
Собор Антверпенской Богоматери
Часовня Оплакивания Христа. Деревянная полихромная скульптура, приписывается Артусу II Квеллину. Три ярких витража (Жан-Батист Бетюн, 1866 г.) иллюстрируют жизнь Иисуса.
Собор Антверпенской Богоматери
Собор Антверпенской Богоматери
Часовня...
Собор Антверпенской Богоматери
Собор Антверпенской Богоматери
Алтарный образ...
Собор Антверпенской Богоматери
Собор Антверпенской Богоматери
Часовня..
Ретабло с изображением св.Иосифа.
Ретабло с изображением св.Иосифа.
Авторы: Ян Баптист де Бек,Ян Баптист ван Винт, Луис Хендрикс. Капелла св.Иосифа была оформлена в неоготческом стиле в 1870-1873 годах.Тем же временем датировано великолепное ретабло. Центральная часть искуссно вырезана из дерева первыми двумя авторами.Они мастерски изобразили св.Иосифа, несущего на руках младенца -Христа,и семь эпизодов из его жизни.
Собор Антверпенской Богоматери
Собор Антверпенской Богоматери
Во времена Гильдий и профессиональных ассоциаций,каждая из которых располагала собственным алтарем,собор имел 57 постоянных алтарей.
Собор Антверпенской Богоматери
Собор Антверпенской Богоматери
...
Собор Антверпенской Богоматери
Собор Антверпенской Богоматери
Витражи...
Корпус органа Шивена. Питер Фербрюгген Старший
Корпус органа Шивена. Питер Фербрюгген Старший
Собор Богоматери имеет два органа. Новый орган фирмы "Мецлер"(1993 г),установленный над южным входом в амбулаторий,был изготовлен для исполнения органных композиций Баха и его французских современников.Старый романтический орган работы Шивена (1891) позволяет воссоздавать подлинное великолепие органной музыки девятнадцатого и двадцатых веков.
Корпус органа Шивена. Питер Фербрюгген Старший
Корпус органа Шивена. Питер Фербрюгген Старший
Огромный барочный деревянный корпус органа Шивена гораздо старше самого органа. Он был создан в 1657 году по проекту художника Эразмуса Квеллинуса Младшего; резные фигуры для него изготовил Питер Фербрюгген Старший,а декоративные элементы-Михель Бурсой. Вверху в центральной нише восседает на троне весьма уместная здесь покровительница музыки св.Сессилия с партитурой на коленях и небольшим органом,находящимся справа от нее. Она окружена херувимами,а над ней стоит ангел с рожком. Этот инструмент, созданный уроженцем Брюсселя Пьером Шивеном имеет четыре клавиатуры,педали,90 регистров и 5770 труб.
"Человек,несущий крест". Жан Фабр. 2015 г.
В ХХ веке произошел раскол между миром искусства и миром Церкви. На мгновение показалось, что собор Антверпена будет низведен до положения сокровищницы древнего искусства без современных дополнений. Инсталляция Яна Фабра « Человек, несущий крест» в 2015 году знаменует собой начало новой главы в плодотворных отношениях между Евангелием и искусством.

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому