Турист Андрей (Ciriulic)
Андрей — был сегодня 1:13
"Фотографированные картины" - это тоже круто!.. )))
Фотоальбом

Музей Франса Халса

Очень я хотел посетить этот музей. Работы Халса привлекли еще в Лондоне, поэтому попасть сюда было одной из первоочередных «хотелок». Чувства после посещения довольно смешанные. С одной стороны и посмотрел немало, а с другой, есть ощущение, что не досмотрел… Здесь же не только работы Халса, но и других очень известных голландских мастеров. А еще, когда мы прошли полпути, то увидели, что следующая дверь закрыта, а за ней шебуршат люди с камерами. Но, пусть будет, как есть.

В этом альбоме я решил показать исключительно работы Франса Халса. Хоть и заявлено было, что здесь самое большое собрание его картин в мире…но как-то маловато, на мой взгляд. Большинство картин относятся к позднему творчеству мастера, поэтому полного представления вы не сможете получить. Можно, конечно, было добавить картин из других коллекций, где я побывал. Но, правила нашего сайта не позволяют этого сделать.

Родился Халс в Антверпене, в точно не установленном году, в 1582 или в 1583. Этот период с исторической точки зрения известен как время особенно сильных гонений на протестантов со стороны Испании. В результате чего большинство населения Антверпена покидало свои дома и уезжало в глубь страны. Так и семья мастерового Халса ван Мехелена ушла в город Харлем, столицу провинции Северная Голландия.

К сожалению, мало что известно о детстве маленького Франса. Не сохранилось никаких фактов о том когда проявился его талант, кто способствовал его развитию и кто являлся первым учителем будущего живописца. Тем не менее, к 27 годам он становится членом популярного общества творческих людей — Гильдии святого Луки. Халс получает должность реставратора при местном муниципалитете. В 1611 году он женится, появляется первый ребенок, но жена его умирает в 1615 году. Через два года Франс женился вторично и прожил с Лисбет Рейнерс всю оставшуюся жизнь. В их семье было 11 детей. Пятеро сыновей пошли по стезе отца — стали художниками.

Франс Халс в основном пишет портреты, в том числе и групповые. Так, в 1616 году он получает заказ от военных, написав великолепную компанию из офицеров гильдии стрелков святого Георгия и сразу становится известным и популярным живописцем.

С 1620 года наступает самый расцвет творчества портретиста Халса. Известны его жанровые картины («Крестьяне из Харлема на свадебном застолье»), картины на религиозные сюжеты («Святой Лука», «Иоанн Богослов»), групповые портреты (офицеров стрелковой роты святого Адриана и другие), множество обычных и семейных портретов (например, семьи Исаака Массы).

Он востребованный живописец — ему позируют как простые люди («Цыганка», «Веселый собутыльник», «Смеющийся мальчик» и другие), так и высокопоставленные чины (председатель суда Яспера Шаде ван Веструма), люди науки и философии, например, Рене Декарт. Портрет этого математика и философа знаменит своими серебристыми черно-белыми красками, оттенки которых великолепно передал Халс. К 60-ти годам Франса Халса избирают главой Общества святого Луки — он становится президентом Гильдии. У художника свой оригинальный стиль письма. Его можно назвать родоначальником будущего направления — импрессионизма. У автора нет «гладкости», он свободен в размахе кисти и у него сочные, яркие и в то же время теплые и плотные краски.

Но с возрастом в живописи Халса начинают все больше преобладать темные тона, черно-белые контрасты, скудной становится и цветовая палитра. Несмотря на большое количество заказов и ежегодную денежную помощь от городского совета, материальное состояние его было почти на грани нищеты. Возможно, это связано с большим семейством художника. Видимо, такое существование и вносило элементы «депрессивности» в творчество Халса.«Мужчина в черной одежде», «Портрет Тимана Оосдорпа», групповое полотно «Регентши приюта для престарелых» и другие работы автора, в которых преобладает черный цвет, хотя и со множеством нюансов. Про которые, кстати, известный художник Винсент Ван Гог в будущем скажет, что «у Халса в черном цвете не меньше 27 оттенков».

Конечно, прослеживая творческий путь великого Франса Халса, очень заметна разница между его работами 1620–1640-х годов и картинами позднего периода, именно по яркости и живости красок и выбираемой натуры. Веселые музыканты, банкеты офицеров, жизнерадостные девушки — в первой половине жизни. И люди в черных одеждах, серьезные и хмурые, старые регенты — к концу жизни.

Умер гениальный художник в полной нищете, в приюте для престарелых в 1666 году. И о нем забыли почти на 200 лет. Но, с появлением интереса к импрессионистам, в 19-м веке его великие и талантливые портреты и картины получили второе рождение. Работы Халса приобретаются музеями и частными коллекционерами по всему миру.

Музей Франса Халса
Музей Франса Халса
Вход в музей
Франс Халс (1584-1666)
Франс Халс (1584-1666)
«Регенты гарлемской богадельни». 1644 г. На портрете регентов изображены, кроме старого слуги, пятеро мужчин, очень различных по своей внешности, характеру и духовным возможностям. Полный затаенной, но пугающе сокрушительной энергии пожилой человек слева противостоит своим безвольным то опустошенным, то опустившимся коллегам.Среди них привлекает внимание тщательно одетый по последней тогдашней моде щеголь у правого края картины. Нервными, рваными, стремительными мазками пишет Хальс каскады мятых изломанных складок на его белой рубашке; изящный жест руки в темной перчатке на фоне пышной белизны рукава; красновато-розовый чулок, обтягивающий его колено (самое яркое пятно на картине). Завершенная элегантность костюма, эстетическая выразительность этих тканей, этих красок находится в странном несоответствии с усталой опустошенностью помятого, какого-то бесформенного, хотя еще довольно молодого лица. Его сосед, отодвинутый несколько дальше в глубину картины, опустившийся и тяжело больной, бессмысленным взором смотрит прямо перед собой.Однако ни тот, ни другой, в сущности, не обращаются к зрителю, не замечают его, погруженные в бездумную апатию. В этом отношении исключением среди персонажей картины служит человек, сидящий в центре боком к столу. На его довольно молодом, привлекательном лице лежит печать ума и благожелательности; усталость и разочарованность его соседей приобретают у него значение оправданного, осмысленного мировосприятия. В обращенном на зрителя взгляде слишком много задумчивой отрешенности, чтобы между ним и зрителем установилась та живая связь, которая некогда была столь характерна для многих произведений Халса.
Франс Халс (1584-1666)
Франс Халс (1584-1666)
«Регентши гарлемской богадельни». 1644 г. В портрете богатых попечительниц за исключением благодушной и жалкой, беспомощно улыбающейся пожилой кокетки, все регентши — глубокие старухи. Каждая из них — яркая и определенная индивидуальность: болезненная, сравнительно мягкая казначейша налево, злобная и страшная старуха рядом с ней, недалекая молодящаяся дама и, наконец, сидящая справа Адриана Бреденхоф — воплощение воли, внутренней силы и ледяной отрешенности от людских забот и страстей. Однако и в ней есть нечто от физического и морального умирания, уничтожения человека, которое в различной степени коснулось их всех, но заметнее всего сказалось на облике второй регентши слева. Истаявшая плоть обнажила кости черепа, полнота естественных человеческих чувств сменилась мелочной злобностью, старуха стала живым напоминанием о смерти. Только немолодая, но здоровая и добродушная служанка не подвластна могильному холоду, наполняющему картину. Неуверенность и опустошенность, свойственные портрету регентов, в портрете регентш превратились в трагическое размышление о близкой смерти. Преследовавшая Халса мысль воплотилась в изображении женщин, таких же старых, как и он сам.
Франс Халс (1584-1666)
Франс Халс (1584-1666)
"Портрет мужчины,возможно Виллема ван Вармондта". 1640 г. Возможно, это портрет Виллема ван Вармондта (1583-1649). Он был владельцем пивоварни 't Gecroonde Ancker и мэром Харлема. Ван Вармондт также занимал различные должности в Cluveniers schutterij. Он изображен капитаном на картине гражданской гвардии Клювенье 1627 года.
Франс Халс (1584-1666)
Франс Халс (1584-1666)
"Портрет Корнелии Войт". 1631 г. Рентгеновские снимки показывают, что лицо Корнелии нарисовано поверх другого лица, как и портрет ее мужа. Поэтому не совсем ясно, действительно ли Франс Халс рисовал лица. Герб, вероятно, был написан после 1762 года. На рисунке, основанном на этом портрете Яна ван дер Спранга 1762 года, герба нет.
Франс Халс (1584-1666)
Франс Халс (1584-1666)
"Портрет Николаса ван дер Меера". 1631 г. Выдающийся Харлеммер, изображенный в достойной позе: Николас ван дер Меер (1574-1637). Он был пивоваром, олдерменом, несколько раз мэром и офицером милиции. Портрет Ван дер Меера принадлежит портрету его жены Корнелии Войт, на которой он женился в 1589 году. Герб был добавлен к картине позже, он содержит краску, которая использовалась только после 1720 года. Рентгеновские снимки показывают, что портрет Ван дер Меера был нарисован поверх другого портрета. Почему его закрасили, неизвестно.
Франс Халс (1584-1666)
Франс Халс (1584-1666)
"Регенты Церкви Святой Елизаветы Гастуис". 1641 г. Это были пять директоров Elisabeths Gasthuis. Некоторые предметы на столе, такие как чернильница и книга, указывают на их административные обязанности. Регенты — достойные и серьезные люди. Их одежда тёмно-чёрного цвета, что соответствует их функции в благотворительном учреждении. Это первая картина регентов Харлема. Изображены Зиверт Сем Вармонт, Саломон Кусар, Йохан ван Кларенбек, Дирк Диркс Дель и Франсуа Воутерс. Они были регентами с 1638 года. В Sint Elisabeths Gasthuis также было четыре женщины-директора.
Франс Халс (1584-1666)
Франс Халс (1584-1666)
"Портрет дамы в перчатках". 1650 г. Здесь мы видим портрет неизвестной женщины, одетой в темное платье с большим белым воротником, белыми обшлагами и чепчиком. Ее наряд дополняют белые кожаные перчатки, одна у нее на руке, а другая в руке. Картина была серьезно перекрашена в течение длительного времени. Поэтому великий знаток Франса Хальса Сеймур Слайв в 1974 году назвал картину «сомнительной». Сейчас она отреставрирована, и снова можно увидеть технику живописи Франса Халса. То, как перчатки написаны твердыми мазками, особенно характерно для работ Халса примерно 1645–1650 годов.
Музей Франса Халса
Музей Франса Халса
Зал экспозиции.
Франс Халс (1584-1666)
Франс Халс (1584-1666)
"Путешественник". 1650 г. В семнадцатом веке портреты часто создавались за несколько длительных сеансов. Исключение составляет эта небольшая картина с изображением мужчины в плаще путешественника. Франс Халс не готовил панно, а нарисовал всю сцену мокрым по мокрому: он не использовал лак. По сути, Халс выполнил ее за один сеанс. Это свидетельство исключительного мастерства Халса. Путешественник мог сразу взять его с собой, отчасти благодаря небольшим размерам.
Музей Франса Халса
Музей Франса Халса
Вход в зал с большими полотнами.
Музей Франса Халса
Музей Франса Халса
Зал экспозиции.
Франс Халс (1584-1666)
Франс Халс (1584-1666)
Банкет офицеров роты св. Адриана». 1627 г.
Франс Халс (1584-1666)
Франс Халс (1584-1666)
Фрагмент картины.
Франс Халс (1584-1666)
Франс Халс (1584-1666)
«Банкет офицеров роты св. Георгия». 1616 г. Картина написана в 1616 году, когда художнику было около тридцати лет. Этот огромный холст — первое монументальное произведение голландской живописи XVII века. Всего за несколько лет до того было заключено перемирие с испанцами, была признана фактическая независимость страны (юридически она будет признана только по Министерскому миру в 1648 году).
Франс Халс (1584-1666)
Франс Халс (1584-1666)
Фрагмент картины. Эпоха героической борьбы еще не отодвинулась в прошлое, гарлемские стрелки — вчерашние участники этой борьбы. В их самоуввренности есть оттенок неглупого добродушного юмора, они полны настойчивого самоутверждения, но не противопоставляют себя зрителю, как это обычно бывает в парадных портретах того времени. Доброжелательно и непринужденно обращаются они к зрителю, как бы готовые принять его в свою компанию. Здесь царит товарищеский корпоративный дух. Единство общего настроения сочетается с яркой выразительностью отдельных портретов: тут и полный чувства собственного достоинства полковник ван Беркеироде (второй слева), и насмешливый толстый капитан ван дер Меер (сидит перед столом, повернувшись боком к зрителю), и нарядный франт — знаменосец ван Оффенберг, стоящий у правого края картины. В 1612—1615 годах Халс сам служил в этой роте и хорошо знал их всех.
Франс Халс (1584-1666)
Франс Халс (1584-1666)
"Праздник офицеров георгиевской гражданской гвардии". 1627 г. Офицеры, служившие с 1624 по 1627 год в гражданской гвардии Синт-Джориса, собрались здесь на прощальную трапезу. Офицеры назначались на три года городским правительством. Они отпраздновали окончание срока своих полномочий едой, которую городской совет помог оплатить. Офицеры носят пояса цветов своего флага: белого, оранжевого или синего. В 18 веке на ополченцах красили номера. Внизу картины была доска с номерами и соответствующими именами, чтобы люди знали, кто все такие. Один из офицеров, капитан Ле Фебюр (3), изображен стоящим. Таким образом, вы не замечаете, насколько он был маленьким. Будевейн ван Оффенберг (8) и Якоб Шаут (10) также изображены на картине гражданской гвардии Халса 1616 года. Они были знаменосцами с 1612 по 1627 год.
Франс Халс (1584-1666)
Франс Халс (1584-1666)
Фрагмент картины
Франс Халс (1584-1666)
Франс Халс (1584-1666)
Стрелки округа XI под командованием капитана Ренье Реэля, известные как «Тощая рота».В 1633 году Халсу было поручено особое задание. Офицеры нового округа 11 Амстердама просят его сделать групповой портрет членов их роты. В то время было очень необычно делать заказ художнику из другого города. Три года спустя работа все еще не закончена, и стрелки, наконец, решают доверить работу амстердамскому художнику и члену их собственной компании: Питеру Кодде. В то время он никогда не рисовал гвардейскую картину и обычно рисовал очень тонко и в маленьком формате. Для «De Magere Compagnie» он пытался как можно точнее подражать свободному стилю Халса. В конце концов у него получилось так хорошо, что никто точно не знает, какие именно элементы работы были написаны Кодде! Единственная ополченческая пьеса, которую начал Франс Халс, но которую закончил Питер Кодде. До сих пор ходят слухи об этой работе. Почему Халс получил этот заказ?И почему не закончил его?
Франс Халс (1584-1666)
Франс Халс (1584-1666)
Фрагмент картины
Музей Франса Халса
Музей Франса Халса
Зал экспозиции.
Франс Халс (1584-1666)
Франс Халс (1584-1666)
"Офицеры и унтер-офицеры георгиевской гражданской гвардии". 1639 г. Важные функции в городе часто выполнялись несколькими богатыми известными семьями. Офицеры милиции часто были связаны между собой родственными узами. Полковник Йохан Клас Лоо был владельцем пивоварни De Drie Leliën, а также членом городского совета Харлема. Сержант Николаес Лоо был сыном полковника. Зять полковника, Флоренс ван дер Хоф , был капитаном, советником, олдерменом и мэром. Капитан Николаес Грауверт был зятем полковника. Вторая фигура слева в верхнем ряду — по традиции сам Франс Халс. Халс был гражданской гвардией с 1612 года, но обычная гражданская гвардия никогда не появлялась на ополчениях. Так что было бы исключением, если бы это действительно был Франс Халс.
Франс Халс (1584-1666)
Франс Халс (1584-1666)
Фрагмент картины
Франс Халс (1584-1666)
Франс Халс (1584-1666)
Фрагмент картины
Франс Халс (1584-1666)
Франс Халс (1584-1666)
"Встреча офицеров и унтер-офицеров милиции Клювенье". 1633 г. Офицеры и унтер-офицеры Клювеньерской милиции собрались на открытом воздухе. Впереди высшие по званию: полковник, капитаны и лейтенанты, сзади - сержанты. Франс Халс также впервые изобразил этих унтер-офицеров. Слева от группы полковник Клас ван Лоо в окружении ополченцев. Справа капитан Андрис ван Хорн . Он изображен менее величественно, но тоже окружен лучниками. К двум группам в составе присоединился лейтенант Джейкоб Буттинга в середине таблицы. Он принадлежит к группе слева, но стоит лицом к группе справа. Первоначально картина должна была быть намного красочнее. Особенно это видно по деревьям на заднем плане, за века они обесцвечивались коричневым цветом.
Франс Халс (1584-1666)
Франс Халс (1584-1666)
Фрагмент картины
Франс Халс (1584-1666)
Франс Халс (1584-1666)
Зал экспозиции.
Музей Франса Халса
Музей Франса Халса
Зал экспозиции.
Франс Халс (1584-1666)
Франс Халс (1584-1666)
Портрет художника. Фото из интернета.

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк 2% при бронировании ЖД-Билетов на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании квартир, отелей на Tvil.ru.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курорта: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому