Турист Андрей (Ciriulic)
Андрей — был сегодня 7:24
...
Фотоальбом

Выставка "Небесный город"

Сегодня погрузимся в богатую историю действующих и исторических религиозных орденов Вильнюса! Откроем для себя наследие и сокровища пятнадцати религиозных орденов в бывшем Бернардинском монастыре, от чудом сохранившейся картины XVIII века, изображающей обручение Девы Марии и Иосифа, до большой дароносицы Бернардинской церкви.

Альбом долго лежал в запасе. Наконец нашел время его закончить! Он актуален и сегодня, не только в контексте темы, но и то, что выставка до сих пор «жива» и можно сходить в Музей Церковного Наследия и все увидеть своими глазами!

Орден Доминиканцев.
Орден Доминиканцев.
В 1501 году Великий князь Александр передал костел св.Духа доминиканцам. Этот костел считался центром ордена, который к 1647 году объединял 12 монастырей. В 1642 году был открыт второй монастырь св.Филиппа и св.Якуба. Его фундатором стал смоленский каштелян Ежи Крептавич. В 1844 году после репрессий царских властей монастырь закрыли.В советское время здесь располагался склад.Вернулся орден лишь в 1992 году.
Третий орден св.Франциска
Третий орден св.Франциска
Первое сообщество Третьего ордена св.Франциска образовалось в Вильнюсе в Ужуписе, в 1494 году. Несколько женщин,посвященных в монахини, завещали свои дома и владения монастырю. Они были самостоятельной общиной, а молиться ходили в близлежащий бернардинский костел. В 1594 году канцлер ВКЛ Леон Сапега решил создать закрытый женский бернардинский монастырь и по этому случаю даровал территорию с усадьбой возле речки Вильняле. Строительство костела св.Архангела Михаила и монастырь при нем закончилось в 1629 году. Новый бернардинский монастырь с мавзолеем родни Сапегов потрясал своим богатством - казна пополнялась за счет всевозможных дарителей и поступающих монахинь из состоятельных семей.Одной из самых больших сокровищ являлась чудодейственная картина Девы Марии. В 1886 году монастырь закрыли. Вернулись Бернардинки только в 1921 году, но с приходом советской власти его опять закрыли. Долгое время помещения стояли в состоянии запустения, пока в 1964 году здесь не открыли архитектурный музей. Только в 1993 году здания вернули Вильнюсской епархии, а в 2005 году был создан музей Церковного Наследия.
Дароносица
Дароносица
Главная дароносица бернардинской церкви Святого Франциска Ассизского всегда считалась подарком монастырю королем Казимиром Ягеллоном (1427-1492) в честь его основания. Однако существуют некоторые обоснованные сомнения относительно периода, когда она была создана. Разница в стиле и форме отдельных частей предполагает, что уникально структурированная дароносица могла быть создана во второй половине XVI века или в начале XVII века с использованием сохранившихся частей более раннего произведения или более ранних форм. Это могло произойти после пожара 1564 года, когда поврежденный монастырь францисканцев восстанавливался, что заняло несколько десятилетий. Францисканцы Вильнюса дорожили дарохранительницей. Когда русская армия захватила Вильнюс в 1655 году и на некоторое время обосновалась в монастыре, дарохранительница и несколько других важных ценностей были захоронены в саду и, таким образом, сохранились.
Арнот. 17 век.
Арнот. 17 век.
Важным занятием бернардинок была вышивка богослужебной одежды и аксессуаров, которая в 1671-1775 гг. в метрике Бернардинского монастыря это подчеркнуто, как похвальная деятельность, приведшая к большому преимуществу в обществе.
Мадонна и св.Анна Третья.
Мадонна и св.Анна Третья.
Вильнюс.1775 г.
Реликварий с останками св.Фелициссимы и других мучеников.
Реликварий с останками св.Фелициссимы и других мучеников.
Голова Св.Фелициссимы взята из римских катакомб и подарена бернардинцам Литвы и Польши.
Киворий-чаша,в которой хранятся Святые Дары для евхаристии.
Киворий-чаша,в которой хранятся Святые Дары для евхаристии.
Вильнюс.1706 г. Подарок одной из старших монахинь костелу св.Архангела Михаила.
Археологические находки возле Бернардинского монастыря
Археологические находки возле Бернардинского монастыря
.
Археологические находки возле Бернардинского монастыря
Археологические находки возле Бернардинского монастыря
.
"Стигматизация Франциска Азисского".
Вильнюс.17-18 века.
"Порцинкульское чудо"-место,где началось францисканское движение.
Вильнюс.18 век.
Орден Кающихся Каноников.
Орден Кающихся Каноников.
Кающиеся Каноники стали первым братством, появившимся в Литве после Крещения. Основанная в 1390 году фундатором Йогайлой препозитура в Быстричах(с монастырским филиалом в Медининкай), долгое время было единственной общиной каноников. В 1617-1618 годах монастырским центром стал созданный Виденишский монастырь. В 17-ом веке в Вильнюсе появилось несколько общин кающихся каноников,но часто они не превышали численность более двух-трех монахов. В 1645 году, благодаря фундаторам Якубу Александру Заламая и его жены Анны, появился монастырь в Ужуписе, в Вильнюсе. В 1832 году все монастыри были закрыты.
Латеранские каноники.
Латеранские каноники.
В 1625 году прибывших в Вильнюс латеранских каноников приютил в Антакальнисе епископ Евстахий Валавич и содержал на свои средства. В 1638 году каноникам был передан костел св.Петра, но их положение стабилизировалось лишь тогда, когда бразды правления монастырем взяли воевода Мстиславский Юзеф Корсак(1642 г), а затем Виленский воевода и Великий этмон Михал Казимир Пац (1675 г). Последний на этом месте построил и великолепно декорировал новый костел св.Петра и Павла - шедевр барокко в Литве.В 18-19 века Антакальнисский монастырь,в котором в разное время проживало до двадцати монахов,был самым большим и значимым сообществом латеранских каноников.В 1864 году сообщество царскими властями было закрыто.Последний монах - Александр Завадский пытался возродить общину, но с его смертью в 1915 году закончилась почти 300-летняя история латеранских каноников.
Кубки
Кубки
Кубок латеранских каноников,который им подарил в 1635 году препозит Петр Смяровский.Запись о даровании выгравировано на кубке и является старейшим их наследием в Литве.
Конгрегация миссий Лазаритов
Конгрегация миссий Лазаритов
Их миссия заключалась к проповедованию среди жителей деревни и обучению духовенства.
Молитвенные книги
Молитвенные книги
Вильнюс.18-ый век.
Орден Тринитариев
Орден Тринитариев
Тринитариев в Литву позвал Этмон ВКЛ и Виленский воевода Казимир Ян Сапега.В 1693 году в Вильнюс прибыли представители "испанской ветви",реформированных босых тринитариев.Он же и приютил их на территории своей усадьбы.В 1694 году был построен монастырь,который использовался ,как учебное заведение,где монахам тринитариям преподавали философию и теологию.Второй монастырь в 1700 году создал Виленский епископ Константин Казимир Бжостовский.Землю предоставили недалеко от Вяркяйской усадьбы,принадлежавшей епископству и назвали Тринапольской.Монастырь закрыли в 1832 году,а потом передали православным.Монастырь в Антакальнисе продержался до 1864 года,когда его закрыли.Больше Тринитарии в Литву не вернулись.
Феликс Валуа-святой католической церкви, один из основателей ордена тринитариев, урождённый и владетельный (1152—1160) граф Вермандуа и Валуа.
Феликс Валуа-святой католической церкви, один из основателей ордена тринитариев, урождённый и владетельный (1152—1160) граф Вермандуа и Валуа.
Литва.19-ый век
Орден бернардинцев.
Орден бернардинцев.
Первые бернардинцы в Литве появились в 1469 году, благодаря польскому королю Казимиру.Возле речки Вильняле вырос комплекс готических зданий-костелов св.Франциска и св.Бернардина,монастырь и ему принадлежавший костел св.Анны.Вильнюсский бернардинский конвентпочти четыре столетия была самой значимой общиной в Литве.В 1864 году царские власти конвент был закрыт.В советское время здесь были мастерские художников.Монахи вернулись сюда лишь в 1994 году.
Орден Иезуитов. Основатель Ордена Св.Игнатий (1491-1556)
Орден Иезуитов. Основатель Ордена Св.Игнатий (1491-1556)
Иезуиты были приглашены в Вильнюс Валерианом Протасевичем, епископом Виленским, в 1569 году. Несколько монахов из австрийской провинции прибыли в столицу и основали приют. В 1579 г оду Король Стефан Батор и Папа Григорий XIII предоставили иезуитскому приюту права университета. В 1604 году в Вильнюсе были учреждены иезуитский дом профессий (с костелом св. Казимира) и послушничество (с костелом св. Игнатия Лойолы). Деятельность иезуитов Литовской губернии была прекращена в 1773 году. Был опубликован указ папы Климента XIV об упразднении Общества Иисуса. Во время разделения Республики Двух Народов иезуиты продолжали свою монашескую деятельность на землях, Российской империи, где папский документ не был опубликован. в 1814 году после того, как папа Пий VII восстановил Орден иезуитов, его члены были изгнаны с территории Российской империи. Дома профессий и здания послушничества со св. Игнатия церковью была передана русской армии. Св. Церковь Казимира в 1840 году преобразована в православный Никольский собор. Церковь св. Рафаила стала приходской церковью. После Первой мировой войны рядом с церковью Св.Казимира была основана польскими иезуитами новая церковь. После Второй мировой войны, когда советская власть закрыла все монастыри, св. Церковь Казимира сначала превратили в винный склад, а позже в Музей атеизма. Церковь св. Игнатия и Церковь св.Иоанна была превращена в склады, позже в последнем был создан Музей науки. Только Церковь св. Рафаила избежала осквернения и продолжала функционировать, как приходская церковь. В подпольных условиях литовские иезуиты вели активную деятельность в различных сферах католической жизни, занимались воспитанием кандидатов в священники в подпольной семинарии, организовали издание «Хроники Литовской католической церкви» (1972-1989 гг.). Иезуитская губерния Литвы и Латвии вновь была официально легализована. Вскоре были возвращены церковь и дом Св. Казимира в Вильнюсе.
Орден Августинцев. Монастырь при Августине (354-430 гг.) был основан папой Александром IV, который решил объединить несколько групп отшельников в одну общину.
Орден Августинцев. Монастырь при Августине (354-430 гг.) был основан папой Александром IV, который решил объединить несколько групп отшельников в одну общину.
Августинцы поселились в Литве во времена великого князя Витовта – основание первого и долгое время единственного монастыря в Бресте традиционно датируется 1410 годом. Несмотря на раннее заселение Бреста, даже несколько последующих попыток августинской экспансии в Литве оказались безуспешными. В начале 17-го века по неизвестным причинам осталось невыполненным и приглашение виленского епископа Евстахия Валавича поселиться в литовской столице. Лишь, около 1673-1675 гг., община, наконец, обосновавшаяся в Вильнюсе, стала второй устойчивой резиденцией монастыря августинцев в Великом княжестве Литовском. После выздоровления от великой чумы, в 18-ом веке, монастыри Вильнюса и Бреста росли и процветали. В 1808 году царские власти захватили главный корпус женского монастыря в Вильнюсе, В Вильнюсе Церковь Богородицы Утешительницы в 1919 году был возвращен католикам, но августинцы так и не задержались в Вильнюсе.
Скульптура Иисуса Христа
Скульптура Иисуса Христа
В Вильнюсе подвале церкви святого Рафаила в 2017 году неожиданно была найдена скульптура, в плохом состоянии, признанная знаменитой статуей Иисуса из часовни Шнипишкес. В пригороде Шнипишкес, недалеко от костела св. Рафаила, до 1950 года стоял двухуровневый кирпичный столб часовни со скульптурой, изображающей Иисуса, несущего крест. Этот памятник был построен с помощью ордена Иезуитов, управлявшими костелом с 1720 года. Они установили скульптуру Христа в колонне часовни. Столп часовни на протяжении многих лет обозначал для верующих путь к Голгофе Плача, его посещали верующие, ему молились, а сама статуя славилась, как чудотворная. При строительстве улицы в советское время часовню снесли, а холм выровняли. В ходе Реставрации на спине фигуры была обнаружена надпись, датированная 1850 годом. Поэтому предполагается, что эта скульптура, которая сейчас сильно выцвела, является копией более ранней, еще барочной скульптуры Иисуса из Шнипишкес XIX века, заменяя ее первый образ, долгое время стоявший в открытой часовне.
Процессионный алтарь.Вильнюс.18 век.
Процессионный алтарь.Вильнюс.18 век.
.
Орден Кармелитов. Основан кармелитский монастырь на Святой Земле группой отшельников
Орден Кармелитов. Основан кармелитский монастырь на Святой Земле группой отшельников
В 16-ом веке Братья-кармелиты, дошедшие до Литвы, были третьим монастырем, расположенным в Вильнюсе вскоре после доминиканцев. Свою штаб-квартиру они разместили за стенами тогдашнего Вильнюса – в пригороде Пушкарня, в частном имении Радзивилл. В 1506-1514 гг. Кармелитский монастырь св. Девы Марии Снежной и св. Георгиевскую церковь основал здесь канцлер ВКЛ и Виленского воеводства Михал Радзивилл. В 1624 году в Вильнюсе был основан второй кармелитский женский монастырь с костелом Всех Святых (основателем был секретарь короля Альберт Хлудзинский). В 1687 году бывшие кармелитские монастыри на территории ВКЛ были разделены на две провинции: Малую Польшу-Литву и Россию. Все кармелитские монастыри, действовавшие на территории нынешней Литвы, были отнесены к Малопольско-Литовскому воеводству, только св. Георгиевский монастырь был отнесен к Российской губернии. В период своего расцвета (середина XVIII века) в обоих монастырях были послушники и монашеские учения. Девятнадцатый век было решающим и трагичным для этого ордена в Литве: когда он закончился, не осталось ни одной кармелитской общины. Уже в 1798 году первый закрытый женский монастырь и Георгиевская церкви были переданы семинарии Виленской епархии, а затем русской армии. Всехсвятский монастырь после Восстания 1863 года стал общим пристанищем членов различных закрытых монастырей. В 1867 году здесь проживало по 17 кармелитов, 8 тринитариев, по 2 доминиканца и бернардинца. Конвент Всех Святых был отменен в 1886 году. Монастырь кармелитов в Литве прекратил свое существование. Судьбы обеих его церквей в советское время оказались схожими: В Георгиевской церкви размещалось книгохранилище, а Всехсвятская церковь была превращена сначала в продовольственный склад, затем в экспозицию Отдела народного творчества Художественного музея ЛССР.
"Помолвка Девы Марии и св. Иосифа. 1760 г.
Все братство кармелитов высоко чтило святого Иосифа. В каждом храме ордена кармелитов находилось место для его алтаря, а в церкви монастыря Святого Георгия в Вильнюсе не только алтарь, но и изображение святого Иосифа, украшенное серебряными чеканными крышками в первой части ретабло. В верхней части ретабло была еще одна картина, изображающая святого - «Обручение Пресвятой Девы Марии и святого Иосифа», которая чудесным образом осталась на месте даже тогда, когда церковь была переоборудована в книгохранилище.
"Дева Мария вручает Скапулярий святому Симону Стоку". 1760 г.
Предание Ордена кармелитов гласит, что первый генерал ордена св. Симон Сток в 1251 году испытал видение – св. Дева Мария, дарующая ему кармелитский наплечник с обещанием защитить и спасти от огня чистилища всех, кто потащит его на смерть. Сидящий ангел внизу композиции держит ленту с надписью «Ecce Signum Salutis...» («Здесь знак спасения»). Эти слова обычно писались и на маленьких лопатках — молитвенниках, которые кармелиты раздавали верующим.
Капа
Капа
Литва, 18-ый век.
Реликварий
Реликварий
Вильнюс.Около 1730-1737 г.
Общество дочерей милосердия Святого Винсента.
Общество дочерей милосердия Святого Винсента.
Монастырь, основанный Людвикой де Марияк (1591-1660), вырос из основанных миссионерами братств милосердия, в деятельности которых активно участвовали богатые женщины, собиравшие пожертвования для бедных. На картине изображен святой Винсент де Поль, основатель монастырей Миссии и Дочерей Милосердия. Он изображен в белом стихаре и вышитой епитрахили, держа в руке распятие. Во время своих проповедей Винсент де Поль проповедовал, что крест является основным источником мудрости и примером жертвенной любви. На этой картине распятие также тонко напоминает эмблему Дочерей Милосердия, на которой изображен распятый Спаситель с горящим сердцем на заднем плане. О том, что произведение принадлежало Дочерям Милосердия, свидетельствуют две монахини, изображенные вдалеке перед церковью. Считается, что картина попала в Вилюйский собор из закрытого приюта для сирот Младенца Иисуса или часовни Святого Винсента де Поля, которая раньше находилась в больнице на улице Савичяус.
Орден
Орден "Босых кармелитов"
Деятельность и основание монастырей в других странах Европы с 16-го века преданные монахи кармелитского ордена Басуджи в 1604 году добрались и до Вильнюса. В 1605 году они поселились в Кракове, а затем и в других польских городах. С целью обосноваться в столице Литвы в 1624 году прибыли босые кармелиты. Их первым покровителем стал Игнаций Дубович, влиятельный житель Вильнюса. Поддержку также оказал виленский епископ Евстафий Валавич. Уже в 1626 году Босые кармелиты поселились в купленном доме с небольшой часовней. В 1633 году началось строительство, и в 1654 году новая кирпичная церковь в стиле раннего барокко Св. Церковь Терезы Авильетской была построена. Вильнюсский женский монастырь стал резиденцией Провинции босых кармелитов Литвы. Монастырь также покровительствовал часовне Богоматери Милосердия у Утренних ворот, которую сегодня посещают многие паломники. Поддержка литовского дворянина Стефана Паца и его жены Оны Маричибеле Рудаминайте также имела большое значение для босых кармелитов. Рядом располагался единственный монастырь в Литве и самый богатый в Республике Двух Народов, Церковь Иосифа. После разделения Республики обеих наций в 1844 году монастырь Терезы Авильской был закрыт, и царские власти учредили в нем институт дочерей православного духовенства. В 1865 году упразднен женский Иосифовский монастырь, а в 1877 голу его церковь была полностью снесена. В 1930 году босым кармелитам вернули постройки монастыря, но обнадеживающий период восстановления монастыря был прерван Второй мировой войной, но Святыня Терезы Авильской, превращенная в приходскую церковь, никогда не закрывалась.
Орден
Орден "Бонифратраи"
Их посвящение — лечить больных и заботиться об их духовных потребностях. «Добрые братья», помимо обычных обетов бедности, целомудрия и послушания, дают четвертый обет – служить больным. Семнадцатый век был периодом наиболее интенсивного развития Ордена Братьев Госпиталя Святого Иоанна в Европе. В 1635 году по инициативе виленского епископа Авраама Вайны Вонифраты поселились в Вильнюсе, недалеко от Св. Часовни Креста. Позже они селились и в других городах Литвы. В 1639 году Вильнюсская община Бонифратри, состоявшая обычно из 8-12 монахов, была самой крупной среди всех действовавших в ВКЛ монастырей Бонифратри, здесь также действовала крупнейшая больница. В устроенном в монастыре лазарете одновременно могли лечиться 14 больных. Хотя в то время в Вильнюсе уже действовало десяток больниц всех христианских конфессий, больница Бонифрат выделялась тем, что ее основной функцией было лечение, а не уход. Монахи работали медсестрами в лазарете, а основную работу выполняли наемные врачи и парикмахеры. После разделов Республики царская администрация некоторое время позволяла Виленским Бонифратам беспрепятственно функционировать, но в 1843 году Виленский монастырь (последний в губернии) был закрыт. В 1924 году Вонифраты вернулись в Св. Крестовоздвиженский монастырь и продолжили дело своих предшественников. После Второй мировой войны добрые братья так и не вернулись в Вильнюс.
Святой Юзеф Кунцевич
Святой Юзеф Кунцевич
.
Орден
Орден "Посещения Пресвятой Богородицы" или "Визитки"
"Визиток" пригласила в Вильнюс и щедро предоставила монастырь богатая вдова Она Варшкетайте-Каросиене-Дезельштене, вильнюсская гражданка, дочь которой поступила в послушничество гостей в Варшаве. В 1694 году основательница вернулась в Вильнюс с шестью приезжими сестрами и одной вновь прибывшей, ее дочерью. В том же году был заложен фундамент нового монастыря Визичи, в котором в 1698 году поселились монахини. Когда община была основана в Вильнюсе, она получила всевозможную поддержку от местного епископа Константинаса Казимераса Бжостовского. В 1729 году закончилось строительство кирпичной церкви Сердце Иисуса и св. Францисканской салезианской церкови, которые были освящены в 1752 году. Вильнюсский Визичский монастырь был, пожалуй, самым крупным и важным учебным заведением для дворянских девиц во всей Литве – в XVIII-XIX веках одновременно здесь проживало более 40 студентов. В 19-ом веке деятельность визиток продолжалось, как обычно, но в течение 1863 года, после того, как сестры вызвали подозрения русской администрации в мятеже, было решено закрыть монастырь из-за вредного и бесконтрольного влияния сестер в воспитании девочек и тайных связей с повстанцами. Визиты французов предоставили вильнюсским женщинам разрешение на выезд за границу без права возвращения в Российскую империю. В 1865 году последняя публичная служба прошла в церкви Сердца Иисуса. Монастырь был отдан православным монахиням, а Церковь Сердца Иисуса была преобразована в Церковь Марии Магдалины. "Визитки" вернулись в Вильнюс в 1919 году, но уже в 1942 году снова были вынуждены бежать. Советские власти устроили тюрьму в старой резиденции вильнюсских гостей - "визиток"
Орден Базилианцев
Орден Базилианцев
После Брестской унии это был Католический монашеский орден Восточного обряда, который существовал в Великом княжестве Литовском в 17 веке.

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому