Турист Андрей (Ciriulic)
Андрей — был сегодня 16:29
...
Фотоальбом

Галерея «Бароти» и художник Йонас Шважас

Клайпедская галерея Бароти, которая продвигает творчество Йонаса Шважаса (1925–1976), одного из самых выдающихся литовских художников второй половины ХХ века, представила широкой публике девятнадцать портретов. Это лишь часть портретов Я. Шважаса, раскрывающих мировоззрение художника, его внутренние переживания, восприятие мира в условиях советской власти. Некоторые работы демонстрируются публике впервые. Художник был одним из первых, кто страстно заговорил языком метафор, ища более выразительные и убедительные формы искусства. Произведения Я. Шважаса, выходца из Жемайтии, знаменуют собой трансформацию в послевоенной литовской живописи. Его картины, светящиеся яркими красками и экспрессией, являются классикой современной литовской живописи, золотым фондом. Вместе со своими современниками Йонасом Чепонисом, Леопольдасом Сургайлисом, Сильвестрасом Джаугштасом и другими пионерами так называемого «цветового движения» Й. Шважас переступил пороги идеологизированного искусства, выразил свои мысли и мировоззрение в динамичных сценах. В начале своего пути он много внимания уделял портретам.

Шважас избрал в качестве образцов своих родственников, друзей, коллег-интеллектуалов, ценил не идеализированный образ искусства, а универсальный язык живописи. О нем говорят, как о новаторе очень широкого диапазона искусства — первого модерниста не только в пейзаже, но и в портрете в советское время.

Биография Й. Шважаса, модерниста, педагога и профессора живописи, оставившего глубокий след в литовском искусстве, закончилась в советское время — создатель, только что перешагнувший пятидесятилетний возраст, неожиданно скончался от сердечного приступа. Наследие творчества Я. Шважаса составляет около 600 картин, 300 акварелей и 150 рисунков. Некоторые работы художника хранятся в его семье.

Галерея «Бароти» состоит из двух этажей. На первом этаже постоянно экспонируются и сменяются выставки, а на втором, собственно галерея, где можно приобрести картины как известных авторов, так и не очень известных.

Жещина-искусствовед провела нам мини-экскурсию и вручила красивый буклет выставки, сказав при этом, что их всего 200 экземпляров. Может мы просто презентабельно выглядели?(смайлик). Рассказала немного о художнике, о том, как он противостоял Советской власти. Как ему было плохо…но при этом стал доцентом, преподавал живопись в институте и свободно разъезжал по заграницам с выставками…и страдал. Когда я ехидно спросил, что свободный выезд за границу предполагал сотрудничество со спецслужбами, дама предпочла не отвечать… Много говорила о том, что ему навязывали рисовать соц.реализм, но он сопротивлялся… хотя в других музеях я видел работы на эту тему, и не одну.

Как бы там ни было, но выставка понравилась.

Йонас Шважас (1925-1976).
Йонас Шважас (1925-1976).
"Женщина в голубых одеждах". 1961 г. Создавая портреты людей, изображающие их духовное состояние, Я. Шважас не стремился подчеркнуть личные качества персонажей,художника еще больше заботили силуэт, свет и геометрические фигуры.
Йонас Шважас (1925-1976).
Йонас Шважас (1925-1976).
" Девочка в пижаме".1958 г.Психологические характеристики не были главной целью и задачей его работы. Преобладающим элементом является общее настроение картины, которое также можно отнести к изображаемым людям и окружающей среде и передано разными, всегда новыми способами.
Йонас Шважас (1925-1976).
Йонас Шважас (1925-1976).
"Девушка в горах". 1962 г. Человеческая фигура на портретах Я. Шважаса более позднего периода является скорее декоративным пластическим элементом, подчиняющимся композиционным и художественным идеям всей картины. Это отличает его от других мастеров портрета, которые с древних времен преследовали другие цели - выразить персонажей на картинах.
Йонас Шважас (1925-1976).
Йонас Шважас (1925-1976).
"Девочка читает книгу". 1960 г. "Портретируемый" человек обычно ожидает увидеть себя красивым,а понятие красоты между художником и его моделью часто разнятся.Потакая заказчику,художник может потерять свой стиль,не говоря уже об эстетических убеждениях,и таких примеров,когда мастерам кисти нужно было решить,придерживаться художественной совести или угодить заказчику,в истории множество.
Йонас Шважас (1925-1976).
Йонас Шважас (1925-1976).
"Дети".1963 г. Наверное,поэтому Й.Шважас свои модели выбирал из родных и близких,друзей интеллигентов,которые ценили его художественную уникальность слова.Часто он рисовал свою жену Марию,сына Саулюса и других.
Йонас Шважас (1925-1976).
Йонас Шважас (1925-1976).
"Портрет мужчины". 1965 г.
Йонас Шважас (1925-1976).
Йонас Шважас (1925-1976).
"В.Монтвила/Автопортрет". 1973 г. Самая снисходительная и терпеливая модель - это сам художник, который часами может изучать свое отражение в зеркале. Создав несколько автопортретов («В. Монтвила. Автопортрет»), Й. Шважас изобразил себя в полосатой одежде узника - он грустно смотрит в решетчатое окно на смерть.Таким образом, Я. Шважас отождествлял себя с левым поэтом Витаутасом Монтвила, который был заключен в тюрьму и расстрелян гестапо во время войны в крепости Каунас IX. В коммунистическую эпоху его превозносили как революционера, жертву нацизма.Теперь же это трактуется по другому... "Отец воспользовался имиджем поэта. На самом деле он изобразил не В. Монтвиллу, а самого себя - заложника советской власти. Когда он писал этот автопортрет, никто громко не говорил о подобных обобщениях », - рассказал об истории работы известный вильнюсский орнитолог Саулюс Шважас.
Йонас Шважас (1925-1976).
Йонас Шважас (1925-1976).
"Портрет художницы А.Макунайте". 1963 г.
Йонас Шважас (1925-1976).
Йонас Шважас (1925-1976).
"Двойной портрет".1962 г.
Йонас Шважас (1925-1976).
Йонас Шважас (1925-1976).
"Мать .Портрет". 1969 г.картина Я. Шважаса «Мать», представленная в галерее Бароти, в советское время посетила множество выставок. В те времена никто не подозревал, что художник, изобразил высланную в Сибирь мать партизан. Женщина трагической судьбы вырастила пятерых сыновей, которые ушли в лес и погибли в послевоенных боях.
Йонас Шважас (1925-1976).
Йонас Шважас (1925-1976).
"Капитан корабля". Около 1960 г. Впервые картина Я. Шважаса из семейной коллекции «Капитан корабля» освещена рассеянным светом. Куда ведет свет от переднего плана, как мост в море - в никуда, в неизвестность, в полное забвение?
Йонас Шважас (1925-1976).
Йонас Шважас (1925-1976).
"Мария". 1963 г.
Йонас Шважас (1925-1976).
Йонас Шважас (1925-1976).
"Портрет сына 1". 1973 г.
Йонас Шважас (1925-1976).
Йонас Шважас (1925-1976).
"Перед окном/ портрет мужчины". 1962 г.
Йонас Шважас (1925-1976).
Йонас Шважас (1925-1976).
"Рабочие.Перерыв". 1962 г.
Йонас Шважас (1925-1976).
Йонас Шважас (1925-1976).
"В пути 2". 1976 г. По словам гида,за эту картину художнику сделали выговор.Почему,типа,космонавты без красной звезды?!.. Пришлось дорисовать рабочего.
Йонас Шважас (1925-1976).
Йонас Шважас (1925-1976).
"Космос".1976 г. Эта картина нарисована,когда художник был смертельно болен.Сюжет картины такой:художнику приснился сон...вселенная,а в ней он увидел кусочек Литвы.
Йонас Шважас (1925-1976).
Йонас Шважас (1925-1976).
"Человек меж стен". 1975 г.
Йонас Шважас (1925-1976).
Йонас Шважас (1925-1976).
"Вдвоем". 1975 г.
И.Бароти
И.Бароти
На втором этаже можно приобрести картины и другие поделки.А если приглядеться можно увидеть цену этим произведениям.
На верхней полке работы Й.Квашите.
В.Томасявичюс.
В.Томасявичюс.
П.Порутис.
П.Порутис.
Довиле Норкуте.
Довиле Норкуте.
А.Венцкус.
А.Венцкус.
Г.Мартинонис.
Вход в галерею
Вход в галерею "Бароти".

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому