Турист Андрей (Ciriulic)
Андрей — был вчера 23:29
Вакуум..
Фотоальбом

Слышу Вас, голоса...

SM-N975F
39 41

На месте бывшего лучшего кинотеатра Вильнюса совсем недавно появилось новое здание-музей Мо, где проходят выставки современного искусства. Чем не угодило старое здание непонятно, но его решили снести. Так вот, здесь выставляются работы ультрасовременных деятелей искусства. До сей поры никогда сюда не заглядывал. И вот время настало!..

Устроители выставки предложили тему, о которой у нас говорят или вскользь, или пытаются переиначить историю. Здесь тоже были попытки, но все же не они были поставлены во главу угла. Главной темой стала Война, и даже не она, а ее последствия, оставившие тяжелый отпечаток, переживших ее ужасы людей. В центре выставки творчество трех человек, судьбы которых покорежила война. Кого-то она затронула в меньшей степени, а кого-то преследовала всю оставшуюся жизнь. Анджей Вайда-всемирно известный режиссер, Анджей Врублевский-художник, и Алина Шапочников-скульптор. Три главных героя, три судьбы, жизнь которых распорядилась по разному. Экспонаты расположены в трех больших залах, где создатели выставки пытаются сравнить работы этих мастеров. Я сознательно буду акцентировать ваше внимание только на работах Художника и Скульптора, так как Режиссер здесь больше связующее звено между ними.

Анджей Врублевский (1927-1957). Автопортрет.1949 г.
Анджей Врублевский (1927-1957). Автопортрет.1949 г.
Родился в 1927 году в семье юриста и профессора университета Стефана Батория Бронислава Врублеского и художницы Кристины Врублевской.Жил в профессорском доме виленского университета по улице Диджейи 17.Учился в гимназии,а после оккупации Виленского края нацистами продолжил учебу дома.В 1941 году во время обыска,на глазах у всей семьи ,от сердечного приступа скончался отец,что ,видимо,нанесло большую психологическую травму будущему художнику.В 1945 году семья переехала в Краков,где он в местном университете стал изучать историю искусства,а также начал заниматься в художественной академии.В 1948 году,окончив учебу,он создал неформальную группу единомышленников,в которой состоял и Анджей Вайда,и скульптор Алина Шапочников,а уже через год появился его самый значимый проект-цикл из восьми картин под общим названием-"Казни".Он считал своим долгом говорить о военных преступлениях,смерти и потерях,и стать голосом тех кто умер на этой войне.Сегодня он считается одним из самых выдающихся польских художников послевоенного периода.
Алина Шапочников (1926-1973)
Алина Шапочников (1926-1973) "Трудный возраст".
Это аллегория беззаботной юности,где скульптор изображает обнаженного подростка,решившего преодолеть все жизненные трудности.Юность самой Алины была далекой от счастья.В двенадцать лет умер отец,а во время войны она вместе с матерью и братом была заключена в гетто,а затем прошла ужасы концентрационных лагерей Освенцима,Берген-Бельзена и Бухенвальда.Брата они потеряли,но ей и матери удалось выжить.
Анджей Вайда (1926-2016).
Анджей Вайда (1926-2016).
Родился в Сувалках в 1926 году.Его отец был расстрелян в Катыни,а сам он воевал в Армии Крайовой.После войны учился в Краковской художественной академии.Не закончив ее,поступил в школу кинематографии в Лодзи. Во время учебы в Кракове познакомился с Анджеем Врублевским и сдружился с ним.Тема войны преследовала,по словам режиссера, всю жизнь.В 1956 году он помог Врублевскому организовать первую персональную выставку.С Алиной Шапочников он тоже был знаком, после ее смерти написал воспоминания о ней.
Анджей Врублевский (1927-1957)
Анджей Врублевский (1927-1957) "Сюрреалистичный расстрел." 1949 г.
После своей смерти, в глазах современников, художник запомнился прежде всего циклом восьми картин "Казни",который он написал в течении нескольких месяцев 1949 года. Художник передает ужас казней,проведенных нацистами.Резня простых мирных жителей была написана на основе военных фотографий и личного опыта.Смерть отца и военные преступления,произошедшие на его глазах в подростковом возрасте,прочно вошли в память и вернулись в его творениях. Картины объединяет брутальный,строгий стиль написания,практически документального акта расстрела.Чтобы подчеркнуть грань между живыми и мертвыми,он выбрал синий цвет,как символ смерти.Бледный цвет лица-это своеобразный переход из жизни по ту сторону грани-смерти.В последующих картинах мы еще не раз встретим этот прием художника.
Алина Шапочников (1926-1973)
Алина Шапочников (1926-1973) "Эксгумированный". 1955 г.
"Скульптор никогда не рассказывала о своей жизни во время войны.Оно и понятно почему.По мнению специалистов, изучающих ее творчество, этот памятник посвящен жертвам Холокоста.
Анджей Врублевский (1927-1957)
Анджей Врублевский (1927-1957) "Ликвидация гетто".1949 г.
"Первоначально считалась,что это ликвидация Варшавского гетто,но теперь считают,что это все-таки ликвидация Вильнюсского гетто.
Анджей Врублевский (1927-1957)
Анджей Врублевский (1927-1957)
"Расстрел с мальчиком".1949 г.
Анджей Врублевский (1927-1957)
Анджей Врублевский (1927-1957)
"Расстрелянный человек.Расстрел гестаповцем." 1949 г.
Анджей Врублевский (1927-1957)
Анджей Врублевский (1927-1957)
"Расстрел". 1949 г.
Анджей Врублевский (1927-1957)
Анджей Врублевский (1927-1957) "Синий шофер".1948 г.
"Эта картина и картина ниже написана на одном полотне .Здесь предполагают ,что шофер изображен во время войны.Учитывая,что он синий-значит мертвый.
Анджей Врублевский (1927-1957)
Анджей Врублевский (1927-1957) "Купленный новый автомобиль". 1948 г.
"На картине изображено довоенное время.
Анджей Врублевский (1927-1957)
Анджей Врублевский (1927-1957)
Эскиз к картине "Расстрел".1949г.
Алина Шапочников (1926-1973).
Алина Шапочников (1926-1973). "Рука".
В 1943 году нацисты готовились ликвидировать Варшавское гетто,и заключенные там евреи решили,если и умереть,то не безропотно,а с оружием в руках.Гетто было сожжено.После войны был объявлен конкурс на памятник,посвященный жертвам восстания.Перед вами скульптура для этого конкурса.Автор решила изобразить не всю фигуру,а только массивную руку,передающию крик о помощи.
Анджей Врублевский (1927-1957)
Анджей Врублевский (1927-1957)
"Внимание,приближается!". 1955 г.
Анджей Врублевский (1927-1957)
Анджей Врублевский (1927-1957) "Расстрел заложников".1949 г.
"При жизни художника эту серию картин видел лишь Анджей Вайда,с которым они не только учились вместе в университете,но и дружили.В то время,когда режиссер в 1958 году устраивал посмертную выставку художника,он снимал фильм "Пепел и Алмаз". Так вот,в сцене смерти героев,актеры получали вдохновение во время просмотра картины "Расстрел".
Анджей Врублевский (1927-1957)
Анджей Врублевский (1927-1957)
"Коровы и самолет".
Анджей Врублевский (1927-1957)
Анджей Врублевский (1927-1957)
"Групповая сцена".
Анджей Врублевский (1927-1957)
Анджей Врублевский (1927-1957)
"Всадник и самолет".
Анджей Врублевский (1927-1957)
Анджей Врублевский (1927-1957)
"Атака"
Анджей Врублевский (1927-1957)
Анджей Врублевский (1927-1957)
"Аэроплан".
Анджей Врублевский (1927-1957)
Анджей Врублевский (1927-1957)
"Бомбардировка".
Алина Шапочников (1926-1973)
Алина Шапочников (1926-1973)
После войны она поступила в Чехии на учебу в скульпторскую студию,а затем,перебравшись в Париж,стала вольным слушателем в Парижской национальной академии художеств.В 1951 году вместе с мужем вернулась в Польшу,где они усыновили ребенка.После,перенесенной,тяжелой болезни она стала бесплодной.В пятидесятые года она создавала свои произведения преимущественно в духе модного тогда социалистического реализма.Вскоре пришла популярность.Алина стала участвовать в групповых выставках по всей Европе,а в 1962 году представляла Польшу на 31-м Венецианском биенале современного искусства.
Алина Шапочников (1926-1973)
Алина Шапочников (1926-1973) "Роза".1958 г.
В 1963 году она с сыном и ,уже,вторым мужем навсегда уехала в Париж.Здесь она примкнула к движеню художников исповедовавших стиль Поп-арт.Скульптор начала экспериментировать с новыми материалами и техниками.Сначала с пластическим цементом,а потом полистер и вредный для организма полиуретан.В 1969 году ей диагностировали рак груди.В своих произведениях она стала задумываться о смерти и биологических особенностях организма.
Анджей Врублевский (1927-1957)
Анджей Врублевский (1927-1957) "Органический портрет".
Человеческая смертность и телесность были постоянной темой его размышлений.Страдающий или счастливый,мерзавец или святой-человек-это всего лишь гора из плоти,функционирование которой обеспечивается правильным функционированием органов.Его знания биологии человека и медицины стали источником вдохновения.У него появилась идея изобразить человека,как экспонат в музее анатомии.Органический портрет Врублевского пролетел через сидящего человека,как рентгеновский снимок.Художник раскрыл самые чувствительные органы публике,однако изображенному все равно-его закрытые глаза излучают смирение и примирение.Осознание того,что вы смертны-освобождает.
Анджей Врублевский (1927-1957)
Анджей Врублевский (1927-1957) "Мертвый".
Считаете ли вы себя красивым или красавицей,а может быть,вам совсем не нравится смотреться в зеркало-под кожей все одинаковы.В своих поздних работах Врублевского больше не интересовал внешний образ,его больше интересовал слой под ним.
Анджей Врублевский (1927-1957)
Анджей Врублевский (1927-1957) "Зеленый череп".
Художник стал изображать лица,покрытые масками,а также лица с кожей,как бы разорванной.Под ним только мышцы и кости,потому что нашу индивидуальность все равно нивелирует смерть.
Анджей Врублевский (1927-1957)
Анджей Врублевский (1927-1957)"Цветная голова"
"Художник,словно одержимый,рисовал разные образы смерти,иногда высмеивая ее и превращая в маску клоуна,а иногда даже пугая.
Алина Шапочников (1926-1973)
Алина Шапочников (1926-1973) "Голова с ложкой".1966 г.
О том,что испытала Алина в концлагерях,на протяжении всей своей жизни она избегала публично рассказывать,но ее работы говорят о неизлечимых травмах.Головы,выставленные в зале,мало похожи на человеческий облик.В одну из низ жестоко воткнули ложкой,а другие напоминают ужасно раненные изуродованные комки.
Алина Шапочников (1926-1973)
Алина Шапочников (1926-1973) "Голова". 1960 г.
У каждой головы есть свой глубокий отпечаток,символизирующий пережитый ужас.
Алина Шапочников (1926-1973)
Алина Шапочников (1926-1973) "Голова".1961 г.
"Эти головы свидетельствуют о зверствах войны и о трагедиях,которые произошли в стенах концлагерей.
Анджей Врублевский (1927-1957)
Анджей Врублевский (1927-1957)
"Красная и синяя голова".1957 г.
Анджей Врублевский (1927-1957)
Анджей Врублевский (1927-1957)
"Голова на красном фоне".1957 г.
Анджей Врублевский (1927-1957)
Анджей Врублевский (1927-1957)
"Голова мужчины".1957 г.
Анджей Врублевский (1927-1957)
Анджей Врублевский (1927-1957) "Женское надгробие".
В последние годы жизни художник увлекся надгробиями.
Анджей Врублевский (1927-1957)
Анджей Врублевский (1927-1957) "Надгробие для девочки".
Эта картина является самым известным произведением его цикла надгробий.Что значит эта картина сказать сложно.По крайней мере описание к ней бредовое и я выкладывать его не буду.
Анджей Врублевский (1927-1957)
Анджей Врублевский (1927-1957)"Надгробие".1956 г.
За несколько месяцев до смерти он отправился в Югославию.Здесь он обнаружил средневековое наследие этой страны-народную скульптуру,характерные для нее примитивные человеческие фигуры и орнаментированные кресты.
Анджей Врублевский (1927-1957)
Анджей Врублевский (1927-1957)
"Надгробие-женщина." 1956 г.
Анджей Врублевский (1927-1957)
Анджей Врублевский (1927-1957)
"Абстрактная женщина".
Алина Шапочников (1926-1973)
Алина Шапочников (1926-1973) "Тело".1957 г.
Через несколько лет после войны у Алины обнаружили перитонический туберкулез.Ее лечили экспериментальным препаратом Стрептомицин,после которого она стала бесплодной.В своем творчестве она все больше и больше стала обращать внимание ,что наше тело это лишь временная оболочка
Алина Шапочников (1926-1973)
Алина Шапочников (1926-1973)"Нога".1962 г.
"По мнению скульптора-это автопортрет!... Немного странно,да?.. Это ее первая скульптура из цикла "Части тела".Почему она так считала?.. Болезнь наступала, и Алина наблюдая за происходящими изменениями своего тела,которые стали выглядеть болезненными,придала скульптуре символическое значение.Белая гипсовая нога на первый взгляд напоминает обломки древних мраморных скульптур.Алина могла бы создать полную фигуру молодой красивой девушки.Но ей был не нужен был образ совершенного,но не существующего человека.Она переосмыслила концепцию традиционной скульптуры.Она создала специальные отливки для тела.Символизм в том,что ступня ноги,одно из самых уязвимых частей тела,и ,повернув ее к нам,она показала свою открытость и уязвимость.
Алина Шапочников (1926-1973)
Алина Шапочников (1926-1973) "Живот-подушка".1968 г.
Скульптор обычно отливала части собственного тела,но в этом случае она использовала помощь модели-своей подруги Арианны Рауль-Оваль.Недавно она вышла замуж за французского иллюстратора Ролана Топора.Ее тело не пострадало,как у Алины.Художник решила излить красивые формы молодого тела в естесственной позе раздробленного тела.Вдохновленная поп-артом,она решила сделать сто одинаковых животов,и намеревалась их продать.Однако,как и следовало ожидать,коммерческого успеха проект не имел.
Алина Шапочников (1926-1973)
Алина Шапочников (1926-1973)
"Бюст Алины".1971 г.
Анджей Врублевский (1927-1957)
Анджей Врублевский (1927-1957)
"Женщина". 1957 г.
Алина Шапочников (1926-1973)
Алина Шапочников (1926-1973)"Скульптура-лампа" и "Подсвечивающаяся грудь". 1966 г и 1970 г.
"Заболев раком груди,Шапочников начала отливать собственные отливки в форме груди.Последнее десятилетие своей жизни скульптор провела в Париже,где стала одним из создателей нового направления в искусстве,получившего название "новый реализм". Французский новый реализм в других странах стал разновидностью художественного направления под названием поп-арт.Создатели поп-арта экспериментировали с материалами,которые до этого не использовались в скульптуре.Лампы в форме груди напоминают сюрреалистический объект,но в то же время говорят о том,что художнику не давало душевного покоя-смерть и временность.Лампа,созданная как цветок,является также символом игривости,сексуальности и свободы.
Алина Шапочников (1926-1973)
Алина Шапочников (1926-1973)
"Автопортрет".1971 г.
Анджей Врублевский (1927-1957)
Анджей Врублевский (1927-1957) "Женщина сидит".
В 1956-1957 году на своих эскизах и картинах гуашью художник часто изображает сидящих женщин с животом.Не забываем,что синий цвет у художника - цвет смерти.Серый цвет лица-тоже мертвая женщина.
Анджей Врублевский (1927-1957)
Анджей Врублевский (1927-1957) "Ожидание 2".
Еще один цикл работ:"Стулья". В которых люди изображаются рядом со стульями,что символизирует перемены или скорую кончину.
Анджей Врублевский (1927-1957)
Анджей Врублевский (1927-1957) "Дочь и мать.Стирка." 1956 г.
На первый взгляд,умиротворенную картину стирки, нарушает серая тень смерти.
Анджей Врублевский (1927-1957)
Анджей Врублевский (1927-1957) "Влюбленные". 1956 г.
Девушка изображена с уже умершим мужчиной.Синий цвет смерти уже лег тенью на ее лицо,а коричневая рука машет нам,словно прощаясь,перед переходом в другой мир.
Анджей Врублевский (1927-1957)
Анджей Врублевский (1927-1957) "Ожидание 1". 1956 г.
Ожидание перемен или смерти?..
Алина Шапочников (1926-1973)
Алина Шапочников (1926-1973) "Сувенир".1971 г.
Долгое время скульпторы работали с прочными,долговечными материалами-камнем и бронзой.Однако каждый материал имеет свойства,влияющий на художественную форму.Шапочников уделяла много внимания теме темпоральности тела,поэтому бронза не подходила.Она начала экспериментировать с материалами,которые до этого не использовались в скульптуре.Например,полиэфирная смола,которая обычно используется для склеивания стеклянных или металлических волокон.Затвердевшая смола хрупкая и мягкая,поэтому ее легко шлифовать или обрабатывать другим способом.Кроме того,работая со смолой,у нее получилось вставить фотографии.Здесь она использовала фотографию детства,на которой Алина улыбается,сидя у отца на плече.А искаженное лицо,показанное ниже,взято с фотографий жертв концлагеря.
Алина Шапочников (1926-1973)
Алина Шапочников (1926-1973)"Большая опухоль 2".1969 г.
Болезнь Алины продолжалась пять лет.Все это время она металась, пытаясь вырваться из ее объятий.В это время появились ее циклы-"Опухоль" и "Сувенир".Только сейчас она начала связывать свое творчество с Холокостом и темой смерти,которая то ли чудом,то ли по воле случая отодвинулась на время.Она заливала журналы,рассказывающие о болезни полистером или свои детские фотографии,но ярче всего это проявилось в ее цикле "Гербарий".
Алина Шапочников (1926-1973)
Алина Шапочников (1926-1973)
"Грязь".(На смерть Комарова). 1967 г.
Алина Шапочников (1926-1973)
Алина Шапочников (1926-1973) " Гербарий." Полистер,полихромное дерево.
Помните,как лепестки падают с полки,когда вы берете книгу?.. Сжатые между листами,они сохраняют форму,но теряют объем.В цикле "Гербарий" Шапочников спрессовала не цветы,а слепки тела себя и своего сына Петра.
Алина Шапочников (1926-1973)
Алина Шапочников (1926-1973)
В то время она боролась со стремительно распространяющимся раком и много думала о теле.
Алина Шапочников (1926-1973)
Алина Шапочников (1926-1973)
Алина пришла к выводу,что человеческое тело является источником,как радости ,так и страдания.К сожалению оно настолько хрупкое,что его так легко повредить.
Алина Шапочников (1926-1973)
Алина Шапочников (1926-1973)
Скульптор болезненно осознавала,что ее собственное тело скоро исчезнет.И исчезновение ее близких лишь вопрос времени.
Алина Шапочников (1926-1973)
Алина Шапочников (1926-1973)
Создание отливок было возможностью даже после смерти оставить след своего тела,сохранить его форму и таким образом сохранить частицу себя.
Алина Шапочников (1926-1973)
Алина Шапочников (1926-1973)
"Гербарий"
Анджей Врублевский (1927-1957)
Анджей Врублевский (1927-1957) "Композиция.Семья". 1957 г.
Эта абстрактная,разноцветная композиция считается последней и незаконченной картиной мастера.
Лично,Художник и Скульптор познакомились лишь в 1955 году,но даже,творя отдельно,шли схожими путями.Психологическая травма,полученная во время войны,вела их в сторону биологического аспекта в жизни,размышлений о смерти
Лично,Художник и Скульптор познакомились лишь в 1955 году,но даже,творя отдельно,шли схожими путями.Психологическая травма,полученная во время войны,вела их в сторону биологического аспекта в жизни,размышлений о смерти
Комментарии к альбому