Турист Андрей (Ciriulic)
Андрей — был вчера 23:29
Вакуум..
Фотоальбом

Александр Богомазов-мастер Авангарда

Культурный обмен между двумя странами, а именно Литвы и Украины продолжается. На этот раз к нам, в музей дворца Радзивилл, пожаловала выставка советского украинского художника Александра Богомазова, представителя Русского Авангарда, наибольшей известности получившего в стиле Кубофутуризма и Спектрализма. Попробуем разобраться, что это такое, и с чем это едят. Для меня это всегда было «темным лесом», но, поверьте, когда начинаешь погружаться в пучину Авангарда и его ответвлений, то некоторые моменты, конечно не все, становятся понятными.

Я немного расскажу о биографии художника, о его начале пути в живописи, и моментах, когда его поиски привели к собственному стилю в рамках Кубофутуризма. В период с 1910 по 1920 годы многие известные художники экспериментировали и искали новые формы выражения в живописи.

Кубофутуризм-авангардное направление в искусстве начала 20-го века, соединившее в себе принципы французких кубистов и итальянских футуристов. Предполагает разложение предмета на составляющие и его развитие во времени.

Большое внимание Богомазов уделял первостепенности линий, цвета и мазков. Это мы сможем увидеть в последних его картинах-триптихе «Работа пильщиков».Они же считаются самыми значительными и известными работами мастера.

Александр Богомазов (1880-1930).
Александр Богомазов (1880-1930). "Большой водопад Иматры."Финляндия.1911 г.
А.Богомазов родился в селе Ямполь в 1880 году.Его отец,бухгалтер,хотел ,чтобы сын учился на агронома в сельскохозяйственном училище,но Александр ослушавшись отца,и порвав с тем все связи,рискнул и поступил в Киевское художественное училище.Правда,через три года его выгнали за участие в забастовках.
Александр Богомазов (1880-1930).
Александр Богомазов (1880-1930). "Финляндия.Пейзаж".1911 г.
В 1911 году художник ненадолго уезжал, в качестве корреспондента, "Киевской мысли" в Финляндию.
Александр Богомазов (1880-1930).
Александр Богомазов (1880-1930). "Финляндия".1911 г.
С наступлением революции Богомазов очень активно включился в преобразование общества.Он был в числе организаторов Первой Артели художников,работал первым секретарем в киевском профсоюзе художников,занимался агитацией революционнных идей и оформлял революционные праздники.
Александр Богомазов (1880-1930).
Александр Богомазов (1880-1930). "Финляндия".1911 г.
В 1922 году его пригласили преподавать в Киевском художественном институте.Был избран профессором.
Александр Богомазов (1880-1930).
Александр Богомазов (1880-1930). "Озеро Саймаа".1911 г.
В трудные постреволюционные времена правительство часто не выплачивало гонорары,что привело к плохому питанию и обострению туберкулеза.Это привело к преждевременной кончине.По иронии судьбы,автор плаката "Туберкулез излечим!",сам умер от этой болезни.
Александр Богомазов (1880-1930).Финляндия.1911 г.
Александр Богомазов (1880-1930).Финляндия.1911 г.
Большой интерес к живописи современников и жажда экспериментов привели к тому,что уже к 1914 году художник испробовал свои силы и талант во всех популярных стилях.
Александр Богомазов (1880-1930).
Александр Богомазов (1880-1930)."Рождественский базар".1912 г.
Обратите внимание на эту картину 1912 года.Люди на базаре статичны и ,вообще,все более менее традиционно...а картина ниже...
Александр Богомазов (1880-1930).
Александр Богомазов (1880-1930)."Базар".1914 г.
....написана уже после 1914 года,когда Богомазов увлекся движением,динамикой,ритмом картины и стремился,как можно правдиво и натурально передать зрителю свои впечатления от динамичной жизни.
Александр Богомазов (1880-1930).
Александр Богомазов (1880-1930). "Боярка.Поезд".1913 г.
Наиболее выразительно ему удавалось выразить динамику жизни через кубофутуризм.Появляются картины,передающие темп и скорость движения в растущем урбанистическом обществе.
Александр Богомазов (1880-1930).
Александр Богомазов (1880-1930). "Улица".1914 г.
Его картины наполняются движением и энергией,которая передается и зрителю.Художник сознательно избегает прямых линий,что создает ощущение непрерывного движения.
Александр Богомазов (1880-1930).
Александр Богомазов (1880-1930). "Портрет женщины".1915 г.
В то же время в его картинах появляются многообразные угловатые формы и грани,которые тоже визуально создают вектор движения.
Александр Богомазов (1880-1930).
Александр Богомазов (1880-1930). "Натюрморт с кувшином".1915 г.
Одновременно с переходом и поиском своего стиля в живописи,Богомазов приступил к работе над главным теоретическим проектом своей жизни-написанием тракта "Живопись и Элементы", в котором анализировал,как как взаимодействуют между собой объект-картина,зритель и художник,а также ,как взаимодействие структурных элементов произведения влияет на восприятие зрителя.
Александр Богомазов (1880-1930)
Александр Богомазов (1880-1930)
"Интерьер с цветами".1913 г.
Александр Богомазов (1880-1930).
Александр Богомазов (1880-1930). "Потртрет жены".1911 г.
По мнению Богомазова ,принципиально важно,чтобы зритель смог бы отойти от необходимости сравнивать нарисованное изображение с оригиналом и вместо этого проникся теми ощущениями,которые пережил художник.Таким образом, я должен без сомнений распознать его жену не только на этой картине,но и на картине ниже...!
Александр Богомазов (1880-1930).
Александр Богомазов (1880-1930). "Кавказ.Герюсы.Портрет жены".1916 г.
Уверенный,что несомненно распознаю в этой картине его жену,мастер перешел к абстрактной живописи,чтобы это впечатление напрямую передавалось движущимися формами,динамикой цвета,но не желанием найти на полотне что-то привычное глазу.По мне,так спорно!.. Но может здесь все намного глубже и сложнее?...
Александр Богомазов (1880-1930).
Александр Богомазов (1880-1930). "Тюрьма".1916 г.
В своих картинах художник огромное внимание уделял ритму и темпу в живописи,по его мнению,ритм может и должен быть не только количественной,но и качественной категорией.Например здесь: "гора надвигается".
Александр Богомазов (1880-1930).
Александр Богомазов (1880-1930). "Городской пейзаж.Гончары." 1927-1928 г.
Мир наполнен энергией движения и наблюдательный глаз видит динамику даже в статичном предмете-"тропа вьется","дорога движется"...
Александр Богомазов (1880-1930)
Александр Богомазов (1880-1930)
"Игрушка".1914 г.
На экране монитора показаны рисунки и эскизы из альбома к картинам.
На экране монитора показаны рисунки и эскизы из альбома к картинам.
Александр Богомазов (1880-1930)
Александр Богомазов (1880-1930)
"Натюрморт.Бутылки." 1915 г.
Александр Богомазов (1880-1930).
Александр Богомазов (1880-1930). "Боярка.Летний дом".1913-1914 г.
В Боярке Богомазов преподавал в школе сразу после Октябрьской революции.Жизнь в селе помогала пережить голодные годы.Позже, художник с семьей регулярно приезжали сюда летом,снимая дачу у знакомых.
Александр Богомазов (1880-1930)
Александр Богомазов (1880-1930)
"Склон из железнодорожной насыпи." 1913-1915 г.
Александр Богомазов (1880-1930). Реконструкция незаконченной картины
Александр Богомазов (1880-1930). Реконструкция незаконченной картины "Накат ствола"
Последним стало его творение,которое подвело итог размышлений о природе живописи,ритме,цвете-триптих "Работа пильщиков".Написанию предшествовали сотни подготовительных эскизов и рисунков.Художник искал лучшую форму,чтобы получилась идеальная композиция.
  Александр Богомазов (1880-1930). Реконструкция картины
Александр Богомазов (1880-1930). Реконструкция картины "Накат ствола"..
Появляется герой нового времених-рабочий.На первый план выходил соцреализм,и компромисс с властью безусловно стал необходимой нормой выживания.Но социалистическая составляющая,все-таки в меньшей степени интересовала художника,главными по прежнему оставались цвет,ритм,и форма.Эта картина должна быть первой,но художник умер,не успев ее закончить.
Александр Богомазов (1880-1930). Эскиз к картине
Александр Богомазов (1880-1930). Эскиз к картине "Пильщики".1929 г.
Вторая картина пролежала в запасниках почти 80 лет,и только недавно ее удалось восстановить.Работа по восстановлению длилась три года.
Александр Богомазов (1880-1930).
Александр Богомазов (1880-1930). "Пильщики". 1929 г.
Здесь,по замыслу автора,ускорение движения структуры трансформируется в вертикальные движущиеся точки в самой высокой и низкой фазе цветовой гаммы.Этот созданный элемент движения передает зрителю чувство энергии людей,поглощенных рабочим процессом:ритмично работающие пильщики пилят большой ствол на высоких козлах.
Александр Богомазов (1880-1930).
Александр Богомазов (1880-1930). "Правка пил".1927 г.
Заключительная работа цикла-это конечный этап движения,замедляющийся сложной траекторией.Контрасты цвета и света,которые усиливали динамику в прошлых работах здесь понемногу стихают.Работа окончена,люди ждут отдыха.
Комментарии к альбому