Турист Андрей (Ciriulic)
Андрей — был вчера 23:12
...
Фотоальбом

Франтишек Смуглевич. Мастер классицизма

Предлагаю вашему вниманию обзор биографии и творчества художника, который занимает особое место в истории литовской живописи. Выставка проходит в Вильнюсской картинной галерее. В конце 18 века-начале 19-го он был одним из самых популярных и востребованных местных художников, своим образованием и профессиональными качествами далеко обогнавший коллег по цеху. В 1797 его позвали руководить в Виленском университете, в созданной кафедрой рисования и живописи. Он стал первым ее профессором, и по праву считается родоначальником национальной школы живописи.

Это был очень разноплановый художник, поработавший во многих жанрах. Очень привлекают его вдумчивые работы, где во главу угла ставится не эстетическая красота, а моральные ценности, которые воспитывает христианство.

Чтобы лучше понять его работы, предлагаю прочитать описания к его картинам. Они на самом деле заставляют задуматься и о вечном, и о настоящем, и о будущем.

Франтишек Смуглевич жил во время больших исторических перемен,когда происходили важные политические перемены,стал свидетелем изменений в мире искусства,в котором был активным ее участником.
Франтишек Смуглевич.Автопортрет. Копия ученика художника.
Франтишек Смуглевич.Автопортрет. Копия ученика художника.
Родившись в семье художника и первые профессиональные шаги сделавший в Варшаве,в мастерской своего отца Лукаша Смуглевича и родственника Симона Чеховича,как личность и самостоятельный мастер он сформировался в Риме-в самом важном в то время месте и центре искусства и культуры.Именно тогда его имя стало известным,а его работы,в первую очередь копии античных памятников,имели большое влияние на развитие классицизма,как стиля,во всей Европе.
Шимон Чехович (1689-1775).
Шимон Чехович (1689-1775). "Св.Петр".
Вернувшись на Родину,придворным художником короля он не стал.Грубоватые герои его произведений не вписывались к аристократическому рафинированному стилю короля.В то же время художнику была чужда дворцовая обстановка-свобода выражения мыслей в своих произведениях и демократические порывы никак вязались с праздной жизнью королевского двора.
Лукаш Смуглевич (1709-1780).
Лукаш Смуглевич (1709-1780). "Триумф Александра Македонского".1775 г. По Шарлю ле Брюно.
Лукаш Смуглевич (1709-1780).
Лукаш Смуглевич (1709-1780). "Александр Македонский в палатке Дарии".1775 г. По Шарлю ле Брюно.
Ну,что же...поехали!
Франтишек Смуглевич (1745-1807).
Франтишек Смуглевич (1745-1807)."Агриппина переносит прах своего мужа Германика на Родину".
Эпизод истории в первом веке нашей эры,ярко описанный в "Анналах" Публия Корнелия Тацита.Представительница известной римской династии императоров Юлия-Клавдия Агриппина переносит прах своего мужа Германика,знаменитого римского полководца, в далекой Антиохии .В сопровождении двух детей-дочери Юлии Ливии и сына Калигулы-Агриппина делает первые шаги в порту Брундусимо.Ее встречает пестрая толпа,лепестками цветов устилая путь.В эпизоде изображена сцена похорон,но говорится не о смерти.Зрителю предлагают задуматься о верности,о любви ,зажигающей душу,к родному краю,уважение к истории своего народа,памяти ее героев.Это ценности,которыми живут, и о которых в своих произведениях говорил художник.
Франтишек Смуглевич (1745-1807).
Франтишек Смуглевич (1745-1807). " Семья Aubrey Beauclerk в Кастель Гандольфо".1779 г.
Портрет английского аристократа во время визита со своей семьей в Италию.A.Beauclerk со своим земляком Томом Брандом финансировал археологические раскопки недалеко Рима,в местечке Ченточеле (теперь квартал Рима) для антиквара Тома Дженкинса.Во время раскопок было найдено немало античных скульптур и других интересных исторических находок,в последствии пополнивших коллекции известнейших музеев мира.
Франтишек Смуглевич (1745-1807).
Франтишек Смуглевич (1745-1807). "Эстера против Ахасуэра".
Примерно в 1772 году,король Станислав Август Понятовский двум своим стипендиантам-Ф.Смуглевичу в Риме и А.Кухарскому в Париже-назначил темы для конкурсных композиций.Выполнив задачу,Ф.Смуглевич позже по этим рисункам нарисовал картины маслом. Одна из тем ,назначенных мастером была такая:"Эстера падает в обморок,увидев Ахасуэра".Картина иллюстрирует отрывок рассказа из книги Святого Писания,где рассказывается о королеве Эстере,которая рискуя своей жизнью,без приглашения идет к королю Ахасуэру,чтобы заступиться за свой народ от преследований Хамана.По свидетельству Святого Писания:"Король, подняв лицо,освещенное королевским величием,в гневе на нее посмотрел.Королева обмякла,побелела и ,наклонив голову,упала на сопровождавшую ее спутницу,а потом потеряла сознание.Но Бог сменил гнев короля на милость.Взволнованно он соскочил с трона,и взяв ее в объятия,воодушевлял успокаивающими словами,пока она не очнулась."
Франтишек Смуглевич (1745-1807).
Франтишек Смуглевич (1745-1807). "Посланцы скифов у персидского короля Дария".
Картина изображает эпизод,описанный в "Истории" Геродота,о неудачном походе персидского короля Дария I на землю скифов.Пришедшие к королю скифские посланцы,вручили ему птицу,мышь,лягушку и пять стрел,и сказали,что те должны сами понять смысл этих подарков.Дарий воспринял это ,как весть,что скифы уступают персам свои земли и воду,но генерал Гобрий разъяснил смысл этих подарков так:" О персы,если вы ,как птицы не взлетите к небу или ,как мыши не спрячетесь под землю,или как лягушкм не спрыгнете в воду,то не вернетесь домой,потому что вас настигнут эти стрелы!"
Франтишек Смуглевич (1745-1807).
Франтишек Смуглевич (1745-1807). "Персидские посланцы к эфиопскому королю".
Картина изображает эпизод из "Истории" Геродота о подготовке к военному походу персидского короля Камбизо в Эфиопию.Посланные Камбизо гонцы,прибыли к эфиопскому королю с дорогими подарками:пурпурная мантия,золотые серьги,застежки,коробочка с бальзамом и винной амфорой из алебастра.Эфиопский король,поняв их коварство,вручил гонцам лук и велел передать персидскому королю,что он советует идти в поход с войском к эфиопам,только когда персы смогут смастерить такой же величины лук.Пока этого не произойдет,пусть персы благодарят богов,что они эфиопским сынам не дали мысли присоединить земли персов к своим.
Франтишек Смуглевич (1745-1807).
Франтишек Смуглевич (1745-1807). "Основатели Ордена Тринитариев почитают Святую Троицу".
Художник был буквально завален заказами,преимущественно для храмов.Смуглевич создал картины для молельных домов Литвы,Польши,Беларуси,Украины и Латгалии.
Франтишек Смуглевич (1745-1807).
Франтишек Смуглевич (1745-1807).
"Духовник отказывается от должности архиепископа"
Франтишек Смуглевич (1745-1807).
Франтишек Смуглевич (1745-1807). "Святой Каетон чудодейственным образом умножает хлеб в рефекториуме театинов".
Франтишек Смуглевич (1745-1807).
Франтишек Смуглевич (1745-1807).
Святой Онуфрий.
Франтишек Смуглевич (1745-1807).
Франтишек Смуглевич (1745-1807).
"Побег в Египет".
Франтишек Смуглевич (1745-1807).
Франтишек Смуглевич (1745-1807). "Виленский епископ Ян Непомук Косаковский".
Окончательно обосновавшись в Вильне,Ф.Смуглевич много общался с виленским еепископом Яном Непомуком Косаковским,который заканчивал начатую Я. Масальским реконструкцию Виленского Кафедрального собора.По заказу Косаковского художник нарисовал новую картину большого алтаря "Смерть Святого Станислава".Для часовни в Вайняй создал полотно "Святой Петр в тюрьме крестит солдата".В часовне самого Косаковского-алтарное полотно "Святой Ян Непомук",христианские аллегории на стенах,а в часовне Святого Казимира на месте старых фресок,изобразил композицию "Борьба страстей" и "Победа над страстями".
Франтишек Смуглевич (1745-1807).
Франтишек Смуглевич (1745-1807). "Виленский епископ Игнаций Якуб Массальский."
Массальский был основным меценатом художника.Скорее всего они познакомились в Риме.Спустя год после возвращения на Родину,в 1785 году,епископ пригласил Смуглевича в Вильно,предложив ему очень заманчивые условия,квартиру с мастерской и хороший заработок.По заказу Массальского художник декорировал резиденцию епископа в Верках,реконструируя Виленский кафедральный собор,создал картину для большого алтаря"Святой Станислав угрожает Болеславу Храброму экскомуникой",лики 12 апостолов,полотно "Жертва Мельчизедека,"Умножение хлеба и рыбы". В резиденции в Верках стены украшали минимум семь полотен,среди которых-портрет самого епископа,семейный портрет Массальскисов,историческое полотно "Катажина Массальская и Меньшиков во время осады Данцига" и др.
Франтишек Смуглевич (1745-1807).
Франтишек Смуглевич (1745-1807). "Литовские крестьяне".
В литовской живописи художник считается родоначальником бытового жанра.В бытовых картинах он увековечил жизнь литовских и польских крестьян,а также повседневную жизнь людей еврейской национальности.
Франтишек Смуглевич (1745-1807).
Франтишек Смуглевич (1745-1807).
"Крестьяне люблинских окрестностей".
Франтишек Смуглевич (1745-1807).
Франтишек Смуглевич (1745-1807). "Ректор Виленского университета Иероним Стройновский".
Стройновский и Смуглевич были коллегами по Виленскому университету.В университете он преподавал теологию и право,а с 1799 по 1806 был ректором.Стройновский многое сделал во время реформы университета в 1803 году,когда были созданы факультеты литературы и рисования.Смуглевич создал новую программу обучения рисования и живописи.И.Стройновский с большим энтузиазмом поддержал идею Ф.Смуглевича декорировать Большой зал заседаний в университете в стиле классицизма.При помощи брата Антония и других помощников,художник создал три картины,самая большая из них изображала покровительницу науки Минерву,а стены зала украсила декоративная живопись и, в стиле гризайль выполненные,бюсты известных мировых античных философов и поэтов.
Франтишек Смуглевич (1745-1807).
Франтишек Смуглевич (1745-1807). "Калхант,разъясняющий Ахиллу,причины злости Аполлона".
В изобразительном наследстве художника доминируют картины с античным сюжетом.Свое вдохновение он черпал из таких авторов,как Гомер,Геродот,Вергилий,Плутарх и многих других.В античной истории он видел примеры гражданственности,жертвенности,храбрости и преданности идеалам.Античные герои ,изображенные в его произведениях пытаются развивать моральные ценности и гражданские свободы общества. На этой картине,выполненной в стиле гризайль,изображен эпизод Троянской войны из "Иллиады" Гомера ,где разрушая жилые дома ахайцы взяли в плен дочь жреца Хриса Хрисеиду и ,как военный трофей, отдали ее старшему воеводе Агамемнону.Хрис умолял вернуть дочь,но не был услышан.Тогда он пожаловался Аполлону.Тот ,в качестве кары,послал в лагерь ахайцев моровую язву.Взволнованный Ахилл созвал мужчин.На собрании пророк Калхант объявил,что ахайцы будут прощены только тогда,когда Хрисеиду вернут отцу.
Франтишек Смуглевич (1745-1807).
Франтишек Смуглевич (1745-1807). "Похороны героя".
Достоверно неизвестно,или картина изображает конкретный исторический эпизод,или это попытка воссоздать сцену похорон героя из античных времен,как привычный для мира ритуал древних римлян.Несколько воинов на своих плечах несут прикрытый покрывалом саркофаг.Через пьедестал они двигаются в сторону форума,где останки будут сожжены и будет спет "лаудатио".
Франтишек Смуглевич (1745-1807).
Франтишек Смуглевич (1745-1807). "Любовь римлянки к отцу".
Картина изображает,описанную историю "Запоминающиеся дела и высказывания", римского писателя Валерия Максима , о том,как старик Симон был осужден и закрыт в тюрьму,обреченный умереть с голода.Его дочери было разрешено навещать отца.Из любви и жалости к отцу она кормила его грудью.Ее действие взволновало власти,и они пожалели Симона.
Франтишек Смуглевич (1745-1807).
Франтишек Смуглевич (1745-1807). "Лодка Харона"
В греческой мифологии Харон был перевозчиком в подземном царстве бога Хада,который переносил души умерших через реку Стикс-одну из пяти рек в королевстве Хада.Когда хоронили умерших,то под язык им клали монету,которая считалась платой Харону за перенос души умершего.
Франтишек Смуглевич (1745-1807).
Франтишек Смуглевич (1745-1807). "Смерть Лукреции"
В шестом веке до нашей эры в Риме состоялся такой эпизод.Сын правителя Рима Тарквиния изнасиловал красивую жену патриция Лучия Колиатино Лукрецию.Защищая свою честь,Лукреция обещала отцу и мужу отомстить родне Тарквиния и прямо на их глазах сделала самоубийство,воткнув лезвие себе в грудь.Родня Лукреции,Лучий Юний Брут и Публий Валерий Публикола принесли ее тело к форуму,и убедили римлян поднять восстание против тирании и создать республику
Франтишек Смуглевич (1745-1807).
Франтишек Смуглевич (1745-1807). " Аристид записывает свое имя на остраконе"
Рисунок описывает остракизм-голосование граждан древних Афин,во время которого на черепках (остраконах) записывали имя гражданина,который несет угрозу демократии.Тот,имя которого афиняне записывали чаще всего,подвергался ссылке на десять лет.В 482 году до нашей эры остракизм в Афинах повлиял на ссылку старшего архонта Аристида.По словам Плутарха,Аристид наблюдал за голосованием афинян,как вдруг кто-то дотронулся до его плеча.Напротив него стоял крестьянин,который протянул ему остракон и попросил вместо него записать имя,потому что сам он неграмотный.Аристид спросил его,кого он хочет изгнать из Афин.Крестьянин ответил:"Аристида".Аристид поинтересовался:"Он тебя чем-то обидел?". "Нет,-ответил крестьянин.-В городе я бываю редко.Но,как только я появляюсь,только и слышу из всех углов:"Справедливый да справедливый.От этих слов уже уши болят".Аристид буркнул,но ничего не сказав,записал свое имя.Этот голос решил его ссылку.
Франтишек Смуглевич (1745-1807)
Франтишек Смуглевич (1745-1807) "Софонисба получает от мужа яд"
Эпизод из второй Пунической войны,третий век до нашей эры,которая произошла между Римом и Карфагеном.Дочь карфагинянского царя Гасдрубало Софонисба была помолвлена с царем Восточной Нумидии Масинисом,но он создал союз с Римом,поэтому Софонисбу поженили за союзника Карфагена, царя Западной Нумидии Сифакса.Когда Сифакса одолели,Масиниса женился на Софонисбе,но римский генерал Сципион потребовал,чтобы Масиниса отказался от Софонисбы,которая, как военная пленница ,должна была быть вывезена в Рим в процесси триумфа.Масиниса,который не мог освободить Софонисбу из плена,позаботился,чтобы она умерла так,как положено Карфагинянской царевне.Софонисба спокойно выпила бокал с ядом,который передал ей муж.
Франтишек Смуглевич (1745-1807).
Франтишек Смуглевич (1745-1807). "Римская общественность посещает руины термов Тито".
"Самый важный проект в жизни художника состоялся во время его проживания в Риме,когда он принял непосредственное участие в проекте итальянского антиквара Людовико Миррио в создании альбома "Термы Тито и их внутренняя живопись".(В последствии оказалось,что они ошиблись и здесь была "Золотая комната Нерона",а не термы Тито.)
Под руководством Л.Миррио археологические раскопки длились с декабря 1774 года по март 1776 года.На горе Эсквилино были раскопаны комнаты,которые украшали фрески и декорированные орнаменты.Художественную документацию комнат было поручено сделать Ф.Смуглевичу и итальянскому архитектору Винченцо Бренна.
Марко Карлони (1742-1796).По рисунку Франтишека Смуглевича.Луций Папирий.Фрагмент декора 21 комнаты.1776 г.
Марко Карлони (1742-1796).По рисунку Франтишека Смуглевича.Луций Папирий.Фрагмент декора 21 комнаты.1776 г.
Копировать фрески художникам пришлось в полумраке.Некоторые моменты им пришлось восстанавливать по своему усмотрению.Для альбома они выполнили 60 рисунков(34 из них выполнил сам Смуглевич,20- вместе с Бренна,5-сам Бренна),которые техникой офорт изобразил итальянский график Марко Карлони.
Марко Карлони (1742-1796).По рисунку Франтишека Смуглевича.
Марко Карлони (1742-1796).По рисунку Франтишека Смуглевича. "Юноша с лавровым венком".Фрагмент декора 21 комнаты.1776 г.
Одновременно готовились дорогие цветные и черно-белые версии альбома.Для цветной версии,предназначенной для гравюр,ограничились контурной линией,а уже потом композиции тщательно раскрашивались акварелью и гуашью.Черно-белые версии в гравюрах фигуры более детально моделировали штрихи,выделяя объем и детали.Отдельная книга была выпущена аббатом Джузеппе Карлети с подробными комментариями к гравюрам.
Марко Карлони (1742-1796).По рисунку Франтишека Смуглевича.
Марко Карлони (1742-1796).По рисунку Франтишека Смуглевича."Ариадна на острове Накс".Фрагмент декора 14 комнаты.1776 г.
Первые контурные цветные рисунки были напечатаны в начале 1776 года.В феврале-марте их экспонировали в Ватиканском музее.Папа Пий VI,проведший на выставке пару часов,с большим интересом осматривал произведения и очень высоко оценил мастерство художников. Альбом "Термы Тито и их внутренняя живопись" тоже ожидал большой интерес общества.Он имел огромное влияние в формировании стиля классицизма по всей Европе.
Марко Карлони (1742-1796).По рисунку Франтишека Смуглевича. Фрагмент декора 29 комнаты.
Марко Карлони (1742-1796).По рисунку Франтишека Смуглевича. Фрагмент декора 29 комнаты.
Настало время рассказать,как же "занесло" художника в Италию,в которой он прожил двадцать лет.В 1763 году Франтишек Смуглевич приехал сюда учиться живописи.Семнадцатилетнего юношу сопровождал епископ из Жямайтии Йонас Стяпонас Гедрайтис.
Марко Карлони (1742-1796).По рисунку Франтишека Смуглевича.
Марко Карлони (1742-1796).По рисунку Франтишека Смуглевича. "Триптолем и Деметра".Фрагмент декора 21 комнаты.1776 г.
Учебу Ф.Смуглевич начал в частной студии Антона фон Марона,потом учился в академии Св.Луки.В 1766 году он стал стипендиантом короля Станислава Августа Понятовского,в том же году за композицию "Жертва Мельчизедека" получил высшую награду академии Св.Луки.
Марко Карлони (1742-1796).По рисунку Франтишека Смуглевича и Винченцо Бренна.Фрагмент декора 27 комнаты.1776 г.
Марко Карлони (1742-1796).По рисунку Франтишека Смуглевича и Винченцо Бренна.Фрагмент декора 27 комнаты.1776 г.
В Риме он провел целых двадцать лет.Он изучал не только памятники антики,ренессанса и барокко ,но и активно общался с художниками ,археологами,колекционерами,издателями разных национальностей и участвовал во многих интересных проектах.С 1768 по 1782 год художник проживал в полюбившемся квартале для богатых возле площади Испании,в котором также проживали Антон Рафаель Менгс,Антон вон Марон,Томас Дженкинс,Помпео Баттони,Гавин Хэмилтон и другие известные в Риме люди того времени.
Марко Карлони (1742-1796).По рисунку Франтишека Смуглевича.
Марко Карлони (1742-1796).По рисунку Франтишека Смуглевича."Дионис и Ариадна".Фрагмент декора 15 комнаты.1776 г.
В 1765-1766 году, по заказу шотландского художника и антиквара Джеймса Биресса,нарисовал виды кладбища этрусков в Тарквинии,а в 1774-1776 годах по заказу издателя Людовика Миррио скопировал "Золотую комнату Нерона".Эта работа прославила художника,как прекрасного копировальщика античных памятников.
Марко Карлони (1742-1796).По рисунку Франтишека Смуглевича и Винченцо Бренна. Фрагмент декора 29 комнаты.1776 г.
Марко Карлони (1742-1796).По рисунку Франтишека Смуглевича и Винченцо Бренна. Фрагмент декора 29 комнаты.1776 г.
Еще,будучи в Риме,он рисовал портреты Grand tour путешественников,а также работы,по стилистике близкие к его учителю А.фон Марона,а именно пейзажи Рима и его окрестностей,создавал композиции исторических жанров.
Франтишек Смуглевич (1745-1807)
Франтишек Смуглевич (1745-1807)
Детство Бахуса.Фрагмент 25 комнаты.
Франтишек Смуглевич (1745-1807)
Франтишек Смуглевич (1745-1807)
Абсида с изображением скульптур Минервы,Юноны и Венеры.Фрагмент 25 комнаты.
Ян Дамель (1780-1840).
Ян Дамель (1780-1840)."Администратор Минской епархии ,прелат Павел Рава.1827 г.
Ф.Смуглевич по своему призванию был больше художник,чем педагог.Но все же его вклад в развитие молодых художников сложно переоценить.Он огромен.В частной школе мастера в Варшаве первые шаги в искусстве делали такие художники,как Юзеф Пешка,Матиуш Токарский,Даниель Кондратович и многие другие.
Ян Дамель (1780-1840).
Ян Дамель (1780-1840)."Архиепископ Станислав Богуш Сестсенцевич." 1820 г.
В 1797 году,назначенный заведующим кафедрой Рисования и Живописи Виленского университета ,Ф.Смуглевич первый в Литве и Польше стал подготавливать профессиональных специалистов.На своих первых занятиях он начал преподавание,основанное на научных основах.В этом ему помогли знания,приобретенные в Риме в академии Святого Луки.
Даниэль Кондратович (1765-1844).
Даниэль Кондратович (1765-1844)."Ксендз Винсент Смуглевич",брат художника.
Своих студентов художник обучал не только азам рисования,но и посвящал много времени творческим занятиям с заданиями на определенную тему.У будущих художников он развивал разносторонние знания,которые считал обязательными,чтобы при создании произведения художник умел придать содержанию не только эстетический,но и моральный облик.У Ф.Смуглевича в Виленском университете учились художники Юзеф Олешкевич,Ян Дамель,Антоний Белькевич,Ян Чарноцкий,его сын Юзеф Смуглевич и многие другие известные художники связанные с именем Виленского университета.
Юзеф Олешкевич (1777-1830).
Юзеф Олешкевич (1777-1830). "Антиох и Стратоника".1810 г.
Эпизод описанный Плутархом,в котором рассказывается,что сын короля Сирии Селеуко Антиох влюбился в свою мачеху Стратонику.Так как его любовь не имела будущего,из-за душевных мук он заболел и хотел умереть с голода.Дворцовый врач выяснил причину болезни юноши и сообщил об этом его отцу.Селеук щедро уступил сыну красавицу Стратонику,и Антиох вскоре на ней женился.
Юзеф Смуглевич (1784-1829)
Юзеф Смуглевич (1784-1829)
"Портрет Александра Ягеллона." 1822 г.
Юзеф Смуглевич (1784-1829)
Юзеф Смуглевич (1784-1829)
"Портрет короля Станислава Лещинского." 1822 г.
Ян Чарноцкий (1762-1835)
Ян Чарноцкий (1762-1835)
"Виленский ботанический сад."
Юзеф Пешка (1767-1831)
Юзеф Пешка (1767-1831)
"Смерть Святого Станислава".
Антоний Белькевич (1787-1840)
Антоний Белькевич (1787-1840)
"Врач,профессор Виленского университета Адам Белькевич."

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому